Flanger Опубликовано 17 апреля, 2009 Опубликовано 17 апреля, 2009 Множество видов мяса, плодов и овощей консервировалось в жестяных банках уже в девятнадцатом столетии (консервы были изобретены французским кондитером Николя Аппером в 1804 году). Консервы появились на свет в качестве "военного" изобретения - для снабжения армии Наполеона запасом непортящегося продовольствия, но спустя десять-пятнадцать лет все закончилось их широким внедрением в гражданской жизни. К концу XIX столетия консервы (часто домашнего приготовления) употреблялись практически в каждом доме. Английское издание 1895 года "Книга совершенной домашней хозяйки госпожи Биитон" включает в себя огромное множество рецептов консервации (в том числе - таких жидкостей, как сгущенное молоко или суп). Но весь накопленный опыт консервации оказывался бесполезным, когда речь заходила о пиве. под понятием "консервация" в статье подразумевается исключительно сохранение пива с помощью использования жестяной герметичной банки, а не внесение в напиток различного рода добавок-консервантов. Оно предъявляло к процессу консервирования целый ряд особых технологических и технических требований. Прежде всего, пиво требовало упаковки, способной поддерживать давление в три раза большее, чем могла обеспечить лучшая консервная банка того времени. Заполненные пивом банки разрывались по стыкам, в лучшем случае - начинали пропускать пиво. Нерешенной оставалась проблема сохранения вкуса - луженая оловом жесть придавала пиву неприятный металлический привкус (покрывать жесть пивной смолкой, как пивовары поступали с бочками, было бесполезно: по словам журнала того времени "Brewer and Wine Merchant" (цитата) "пробы показали, что просмолка банок поглощает вкус хмеля и оставляет привкус "застоявшейся воды"). Кроме всего прочего, жестяные банки обходились в производстве дороже стеклянных бутылок (В связи с путаницей, возникающей в последнее время из-за некорректного использования термина "жестебанка" (неспециалисты активно используют это слово для обозначения как действительно жестяной, так и алюминиевой банки, что безусловно является неправильным), считаю необходимым подчеркнуть, что в статье под словами "жестяная банка" подразумевается банка, изготовленная именно из стальной жести. В тех местах, где речь идет об алюминиевой пивной банке, она прямо называется алюминиевой. ) Несмотря на вышеперечисленные негативные факторы, в 1909 году компания "CanCo" (США) все же попыталась создать первую жестяную банку для пива. Технические проблемы разрешить не удалось - проба закончилась неудачей. Компания возобновила эксперименты с жестяной тарой только в 1921 году. Этому поспособствовали две причины: во-первых, в Америке начала обговариваться возможность отмены "Сухого закона", во-вторых - компания остро нуждалась в новых рынках сбыта продукции из жести (старые существенно сократились в связи с царившей в то время Великой депрессией). На то, чтобы разрешить проблему создания особо прочной банки и довести качество внутреннего покрытия до более-менее удовлетворительного состояния, ушло два года. После этого дело оставалось за малым - "продать" идею пивоваренным заводам. Но солидные пивоварни, среди которых были такие гиганты, как "Anheuser-Busch" и "Pabst", отказались рисковать своей репутацией, выведя на рынок пиво в такой "подозрительной" упаковке. В конечном итоге, "CanCo" пришлось обратиться к маленькому пивоваренному заводу, находившемуся в достаточно отчаянном положении, чтобы связаться с сомнительным делом розлива пива в жесть. В качестве такового был выбран пивоваренный завод Готфрида Крюгера (Ньюарк, штат Нью-Джерси), который был сильно ослаблен тринадцатью годами Сухого закона и забастовками рабочих. Так как "CanCo" выразила готовность установить оборудование для розлива в банку бесплатно (пивоварня должна была заплатить только в случае успеха) завод ничего не терял. В 1933 году на заводе Крюгера началась отладка системы розлива в банку и тестирование банок различного типа. В 1934 году лак для внутреннего покрытия банки получился настолько удачным, что "CanCo" сочла необходимым взять патент на него, но только в январе 1935 года на суд публики были представлены два сорта баночного пива - "Krueger Finest Beer" и "Cream Ale". Рынком сбыта был выбран город в другом штате, не входящий в сферу бизнеса компании Крюгера - чтобы в случае провала не запятнать доброе имя компании. Результаты превзошли все ожидания. С января по июнь выпуск пива в компании вырос на 550% по сравнению с "добаночным" периодом. В конце того же года примеру завода Крюгера последовало, по официальной статистике, не менее 37 американских заводов. К сожалению, успех жестебанки в Америке ни в чем не убедил Европу. История с неприятием пивной банки повторилась. Первой европейской компанией, рискнувшей начать розлив пива в жесть, снова оказалась небольшая (только теперь - английская) пивоварня - "Felinfoel". Первое европейское пиво в жестяной банке (производства компании "Metal Box") появилось в продаже 19 марта 1936 года. В первые же месяцы "Felinfoel" продал 250 тысяч банок своего эля. К концу 1936 года английская промышленность произвела уже два миллиона жестяных банок для пива, а в октябре 1937 года 23 английских пивоваренных завода разливали в жесть более 40 различных сортов пива (про степень популярности в то время пива в жести говорит тот факт, что в мае 1937 года на пивоварню "Felinfoel" поступил заказ на партию баночного эля, предназначенную для церемонии коронации короля Георга VI. ) С тех пор жестяная банка стала широко использоваться практически во всех европейских странах (за немногими исключениями, одним из которых являлся СССР). Та же тенденция сохранялась и после того, как пивовары всех стран перешли на использование алюминиевой банки - на территории "одной шестой" пивную банку не очень-то жаловали. Сегодня суммарные производственные мощности всех мировых предприятий по выпуску банок для напитков составляют сегодня, по данным компании "РОСТАР", более 240 миллиардов банок. Из них более 105 миллиардов (около 44%) приходится на США. На втором месте по производству банок для напитков стоит Япония, далее - Бразилия и Китай. По словам специалистов "РОСТАР", общая мощность европейских производств банок для напитков составляет сегодня около 47 миллиардов штук в год. При этом доля баночного пива в большинстве стран Европы составляет более 25%, Англии и Швеции - 70%, США - 61%. Что же касается СССР, то первая отечественная пивная банка ("Золотое кольцо") была выпущена в нем только в 1980 году, под открытие московской Олимпиады (розлив произвел "Москворецкий пивоваренный завод"). Впрочем, появление незначительных партий пива в жести носило скорее характер временной акции, а не начала долгосрочного проекта по внедрению новой упаковки. Объем первой отечественной банки "Золотое кольцо" был нестандартным (350 а не 330 мл), изготовлена она была из пищевой жести. Намного позже, перед 1998 годом, на прилавки российских магазинов вновь "выплеснулась" волна баночного, но теперь уже импортного пива. По данным статистики, в 1997 году импортное баночное пиво занимало около 10% российского пивного рынка. В 1998 году в подмосковном Дмитрове вступил в строй первый отечественный завод по производству алюминиевых банок (компания "РОСТАР"), еще одно предприятие подобного профиля открылось в Наро-Фоминске ("Рексам"). В 2007 году, "Балтика" первой, запустиля в России литровую банку.
Рекомендуемые сообщения