Опубликовано 8 июня, 20232 г. Спецзоны для полётов, подача плана запуска через интернет и высота не более 150 м: Минтранс разработал правила запуска беспилотников над городами. Главное из законопроекта министерства: ▪️ беспилотник должен находиться в прямой видимости от пилота и в специальных зонах полётов дронов; ▪️ БПЛА смогут летать над населёнными пунктами, но только на высоте до 150 м от земли или воды; ▪️ в случае необходимости проведения полёта вне установленной зоны или на высоте более 150 м беспилотник будет необходимо обеспечить постоянной двухсторонней радиосвязью с органом аэронавигации; ▪️ для полёта дронов весом до 30 кг и в пределах прямой видимости не потребуется подавать план перемещения; ▪️ новые правила упрощают порядок применения дронов в сельском хозяйстве и порядок подачи плана полётов (через интернет или по телефону); ▪️ изменения планируется ввести с марта 2024 года. Сейчас запускать беспилотники запрещено в 58 регионах России. В противном случае оператору грозит штраф или даже уголовная ответственность.
Опубликовано 21 июня, 20232 г. Автор За несанкционированный запуск дрона россиян будут штрафовать на 20 000-50 000₽. Если кто-то пострадает или погибнет — до 7 лет лишения свободы, — сообщили в Росавиации.
Опубликовано 10 июля, 20231 г. Автор Беспилотники получили коды ОКВЭД Беспилотные авиационные системы (БАС) и их компоненты включены в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2). Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на данные Росстандарта. "Необходимость внесения изменений в действующий классификатор была обусловлена отсутствием отдельных кодов для беспилотных авиационных систем. Среди изменений, в том числе включение в классификаторы беспилотных авиационных систем, бортовых систем и компонентов систем автоматического управления беспилотных воздушных судов, полетных контроллеров, радиоаппаратуры связи - всего более 50 дополнительных классификационных группировок", - отмечается в сообщении.
Опубликовано 18 июля, 20231 г. Автор На создание инфраструктуры для дронов в России потребуется 236 млрд рублей до 2030 года Минтранс РФ оценил затраты на создание инфраструктуры для полётов беспилотных летательных аппаратов в 236 млрд рублей до 2030 года. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на данные паспорта формирующегося федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем». Из бюджета на реализацию упомянутого проекта будет выделено 231,5 млрд рублей, ещё 3,3 млрд рублей планируется получить от субъектов, а остальное — из внебюджетных источников. Выделенные средства планируется потратить на организацию инфраструктуры на аэродромах и посадочных площадках, на создание цифровой платформы для сертификации беспилотной авиационной системы (БАС) и на внедрение систем обеспечения безопасности. Первые базы для БАС должны появиться на Чукотке и Ямале, а процесс полной интеграции беспилотников в единое воздушное пространство вместе с самолётами планируется к 2026–2027 годам. Статьи расходов разделены на шесть пунктов. Наиболее дорогостоящим является создание унифицированной инфраструктуры оператора линии управления и контроля, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов полётов беспилотных воздушных судов (БВС) по всей России (89 субъектов). На эти цели планируется потратить 168,5 млрд рублей в период с 2024 по 2030 годы. В 2024 году на эти цели из федерального бюджета будет выделено 4,5 млрд рублей. На внедрение инфраструктуры на 49 аэродромах федеральной собственности выделят 4,9 млрд рублей. Речь идёт о радиотехническом и метеорологическом оборудовании, строительстве ангаров для хранения и ремонта дронов, а также модулях заправки или зарядки БАС. Оснащение первых 12 аэродромов планируется начать в 2025 году. Такая же инфраструктура будет размещена на 241 посадочной площадке в регионах, для чего будет выделено 28,4 млрд рублей до 2030 года. Из этой суммы 25 млрд рублей приходится на средства федерального бюджета, а ещё 3,3 млрд рублей — регионального. Первые шесть площадок должны пройти реконструкцию в следующем году. Для оснащения аэропортов, наиболее подверженных угрозам незаконного вмешательства (I категория), средствами обнаружения и противодействия противоправному применению БВС будет потрачено 30 млрд рублей, из которых 1,9 млрд рублей планируется получить из внебюджетных источников. В 2024 году такими средствами будет оборудован один аэропорт, в 2025 году — ещё два, в 2026 году — девять аэропортов, а всего до 2030 года — 31 аэропорт. Около 5 млрд рублей будет потрачено на создание системы обеспечения информационной безопасности на 290 маршрутах полётов БВС и 217 млн рублей на создание цифровой платформы сертификатов дронов, их разработчиков и изготовителей. Окончательная интеграция дронов в единое воздушное пространство и создание единого цифрового пространства для обеспечения полётов беспилотной и пилотируемой авиации, а также сервисов на этой основе планируется к 2026-2027 годам. Представитель пресс-службы Минфина рассказал, что паспорт нацпроекта БАС в настоящее время проходит процедуру межведомственного согласования. После завершения этого этапа проект будет внесён на рассмотрение правительства. Утвердить проект до 1 сентября кабмину поручил президент России Владимир Путин.
Опубликовано 24 июля, 20231 г. Автор Министерство юстиции России зарегистрировало приказ Министерства спорта РФ о включении гонки дронов во Всероссийский реестр видов спорта. IMG_1908.mp4
Опубликовано 25 июля, 20231 г. Автор 📖 На портале проектов НПА опубликован (http://regulation.gov.ru/p/140212) проект постановления Правительства РФ, регулирующий особенности проведения воздушной съёмки с борта БВС. Проект подготовлен Росреестром и вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. Что в принципе уже стало нормой с правовыми актами в сфере беспилотной авиации. ⚫️Во-первых, определение и внятные критерии отнесения работ к воздушным съёмкам в воздушном законодательстве по-прежнему отсутствуют. Не говоря уже о том, что с 2010 года никак не могут актуализировать и привести к единому знаменателю виды работ в составе воздушных съёмок. ⚫️Во-вторых, отсылки к упрощённому порядку (диспетчерские зоны, дневное время, удаление от аэродромов/площадок) не соотносятся с новыми положениями ФП ИВП, которые вступают в силу с 1 марта 2024 года. ⚫️В-третьих, для физлиц не предусмотрена возможность выполнения воздушных съёмок без согласований, указанных в устаревшей СТГМ-90/ПАРО-90. Это очередной барьер, так как чиновники постоянно пытаются натянуть сову на глобус приравнять художественные съёмки к авиационным работам. ⚫️Интересно, что Росреестр забыл про свой же приказ от 29.12.2020 № П/0496: ведь аэрофотосъёмки (в составе воздушных съёмок) относятся к геодезическим/картографическим работам. А для результатов указанных работ утверждён порядок определения наличия гостайны, в который с учётом данного проекта нужно вносить изменения. ⚫️И напоследок: непонятно - почему Росреестр готовит правовые акты в сфере авиации. В Минтрансе и Росавиации уволились специалисты? Или Минтранс просто стесняется попросить направить ему сведения о запретных зонах, вот Росреестр и пришёл на выручку. Последующие нормативные правовые акты от кого ждать, от Россельхознадзора? "Занимайся своим делом". Идеальный для данной ситуации девиз, отчеканенный в 1787 году на одноцентовой монете (фугио-цент). H✈️H
Опубликовано 2 августа, 20231 г. Автор Китай ограничит экспорт БЛА, полезной нагрузки и компонентов противодроновой борьбы С 1 сентября 2023 года вводится экспортный контроль на БЛА и ряд компонентов для них из сообщения министерства торговли Китая. В частности, без специальных разрешений не могут быть вывезены двигатели мощностью более 16 кВт для ряда БЛА (таможенные номера 8501200010, 8501320010, 8501330010, 8501340010, 8501400010, 8501520010, 8 501530010, 8407101010, 8407102010, 8408909230 , 8408909320, 8411111010, 8411119010, 8411121010, 8411129020, 8411210010, 841122010, 8411222010, 8411223010, 841181810002). Аналогичные ограничения вводятся на экспорт полезной нагрузки, включая: ✖️ ИК-камеры (8525891110, 8525892110, 8525893110) с длинами волн от 780 нм до 30000 нм, ✖️радары с синтезированной апертурой с рабочим диапазоном более 5 км, с разрешением лучше 0.3 м в полосовом режиме и лучше 0,1 м в режиме формирования луча (8526109011) ✖️ лазеры для целеуказания с энергией более 80 мДж или углом расходимости менее 0,3 миллирадиан (9013200093); ✖️ системы и оборудование радиосвязи дальностью передачи видео более 50 км (8517629910, 8517691002, 8526920010). ✖️ электронное оборудование для подавления каналов связи и управления БЛА с дальностью действия помех более 5 км (8543709960). ✖️ мощные лазеры (от 1.5 кВт), предназначенные для использования в противодроновых системах (9013200093). Те экспортеры, которые все же захотят осуществить поставку того или иного решения из списка контролируемых, должны будут подать заявку в Министерство торговли Китая, и, возможно, разрешение будет получено. Но придется предоставить сертификат конечного пользователя. Хотя в Китае подчеркивают, что эти ограничения не направлены на какую-либо конкретную страну, нетрудно догадаться, почему введены эти ограничения и кто, возможно, столкнется с проблемами в закупках перечисленной продукции. Впрочем, в случае с Китаем, можно будет рассчитывать не только на возможность получить необходимое в рамках экспортных лицензий, но и с черного хода. Контрабанду в Китае пока что не удалось победить никому. Впрочем, скорее всего, эти ограничения в любом случае негативно скажутся на сроках поставки и на ценах на продукцию из списка.
Опубликовано 28 августа, 20231 г. Автор «Ростелеком» поддерживает идею создания гибридной сети связи для управления БПЛА. Такая расширит территорию покрытия и обеспечит связь даже в арктической зоне России. Она может стоить до $10 млрд. «Ростелеком» за создание гибридной сеть «Ростелеком» поддерживает идею создания в России гибридной сети связи для управления беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), сообщил ТАСС со ссылкой на президента «Ростелекома» Михаила Осеевского. Гибридная сеть использует как наземную сотовую, так и спутниковую инфраструктуру. Ее планируют создавать поэтапно. «Потребители информации — они же на земле живут. Поэтому в любом случае соответствующая инфраструктура понадобится», — сказал Осеевский, отвечая на вопрос агентства о гибридной сети. Стратегия гибридной связи Использование гибридной сети должно привести к снижению времени передачи сообщений и повышению надежности их передачи в неблагоприятных условиях, как сказано на сайте Единого Депозитария Результатов Интеллектуальной Деятельности (ЕДРИД). Создание и модернизация спутниковых группировок связи и вещания, в том числе для внедрения технологий гибридных сетей связи, были названы одной из ключевых целей в Проекте стратегии развития российской отрасли связи до 2035 г., опубликованном на официальном сайте Минцифры в августе 2023 г. «Ростелеком» поддерживает создание гибридной сети связи с использованием наземной и спутниковой инфраструктуры «Гибридные сети, потенциально, позволяют обеспечить высокоскоростную связь с низкой задержкой на всей территории России (включая арктическую зону Российской Федерации), высокую мобильность абонентов, в том числе с использованием смартфонов, а также возможность управления БПЛА в режиме реального времени с обширной территорией контроля», — говорится в Проекте стратегии. Строительство гибридной сети может стоить до $10 млрд. Такое мнение экспертов в мае 2023 г. приводили «Известия». К 2030 г. на орбите должна начать функционировать отечественная группировка низкоорбитальных спутников, позволяющая выходить в интернет в отдельных регионах, а также передавать с мобильных телефонов сообщения экстренным службам, если сотовая связь недоступна. Стратеги БПЛА Беспилотные летательные аппараты используются в разных отраслях. Правительство России утвердило «Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 г.» распоряжением от 21 июня 2023 г. Ее реализация призвана обеспечить для гражданских отраслей продуктового и технологического суверенитета в области беспилотных авиационных систем. В России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Как указано в документе, российский рынок беспилотной авиации обладает значительным потенциалом. К 2030 г. число реализованных беспилотных авиационных систем на рынке России оценивается в более чем 180 тыс. единиц и порядка 200 тыс. единиц к 2035 г. В денежном эквиваленте эти объемы соответствуют почти 200 млрд руб. и более чем 220 млрд руб.
Опубликовано 20 сентября, 20231 г. Автор Правительство утвердило частоты в диапазоне 5030–5091 МГц для создания единой инфраструктуры управления гражданскими дронами. «Решение направлено на обеспечение радиочастотным ресурсом пользователей беспилотников, что особо актуально для построения единой инфраструктуры» В конце апреля 2023 г. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ, межведомственный орган при Минцифры, который занимается распределением частот. – «Ведомости») согласовала выделение частот 5030–5091 МГц для управления беспилотниками, говорилось в Telegram-канале Минцифры. Тогда же ведомства договорились о создании рабочей группы, которая обсудит, какие еще диапазоны для этого можно будет задействовать. Рабочая группа по беспилотникам была создана во II квартале 2023 г. и занимается не только частотным распределением для беспилотных авиационных систем (БАС), но и вопросом радиоподавления сигналов в случае возможных атак БПЛА. В соответствии с нацпроектом планируется создание унифицированной инфраструктуры управления линиями связи и контроля, навигации и мониторинга беспилотников, уточнил представитель секретариата Белоусова. Это необходимое условие полетов беспилотников в едином воздушном пространстве с пилотируемыми воздушными судами, добавил он. Разговор о выделении частот для БАС ГКРЧ ведет не первый год, знает коммерческий директор «Лаборатории будущего» (производитель беспилотников) Павел Камнев. Переговоры касались широкого диапазона – от 118 МГц до 6,4 ГГц, уточняет он. Факт того, что пока согласовали участок полосы в диапазоне 5 ГГц, говорит о том, что, скорее всего, в ближайшем будущем будут и другие частотные распределения для БАС, ожидает эксперт. Выделенный диапазон может использоваться системами управления беспилотниками, системами наблюдения за дронами, бортовыми системами экстренного уведомления, системами связи с наземными объектами (в том числе с дронопортами), а также различной навесной аппаратурой, перечисляет первый заместитель генерального директора и сооснователь компании «Флай дрон» Александр Каниовский. Выделение указанного диапазона не позволит в короткие сроки закрыть потребность в организации радиокомандной линии связи, управления и контроля полета дронов, так как на текущий момент в России не существует законченных решений в этом частотном диапазоне, подчеркивает гендиректор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев. Единственная компания в мире, использующая этот диапазон для радиокомандной линии сейчас, – американская uAvionix, продукция которой недоступна в России, поэтому у отечественной индустрии возникает вопрос, в чьих интересах было принято это решение, указывает он.
Опубликовано 25 сентября, 20231 г. Автор Председатель Ассоциации производителей детских товаров, работ и услуг Михаил Ветров предложил рассмотреть вопрос о внедрении в школьную программу обучения (либо создания внеклассных государственных секций и кружков) предметов, связанных с управлением/изучением/конструированием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Копия обращения на имя министра просвещения России Сергея Кравцова имеется в распоряжении RT. Как подчеркнул Ветров, в последнее время в стране наметился серьёзный запрос на специалистов, занимающихся работой со всевозможными беспилотными летательными аппаратами. 💬 «Как правило, интерес к дронам и иным летательным аппаратам возникает ещё в самом раннем возрасте. В истории нашей страны нечто подобное происходило в период 1920—1930-х годов, когда будущие авиаконструкторы и герои-лётчики были школьниками и постигали авиационную науку в авиакружках и аэроклубах при школах и училищах Советского Союза», — напомнил собеседник RT. Сегодня же в России сформирован запрос на специалистов БПЛА, которые будут укреплять обороноспособность и развитие соответствующих направлений промышленности и производства, заявил он. 💬 «В данной связи прошу Вас рассмотреть вопрос о внедрении в школьную программу обучения (либо создания внеклассных государственных секций и кружков) предметов, связанных с управлением/изучением/конструированием БПЛА. Помимо этого, необходимо также внедрить и проведение государственных соревнований и олимпиад по данной дисциплине», — говорится в тексте обращения. По мнению общественника, внедрение такого предмета будет не только способствовать укреплению обороноспособности, но и поможет развитию гражданских систем БПЛА и улучшению иных смежных сфер жизни.
Опубликовано 24 октября, 20231 г. Автор В России разработали новый ГОСТ по обучению операторов дронов. Его подготовкой занимались «Центральный аэрогидродинамический институт» (ЦАГИ) и некоммерческая организация «Центр Аэронет». ▪️ В разработанном проекте, указан список из 70 навыков, которые должны быть получены в процессе прохождения программ подготовки операторов. ▪️ Главное требование к безопасности полетов беспилотников — «это предотвращение нанесения ущерба людям и постройкам, располагающимся на земле, а также другим воздушным судам — участникам воздушного движения». ▪️ Эксплуатация беспилотников будет требовать ведение радиосвязи внешнего экипажа с органами управления воздушным движением. ▪️ Обучение внешних пилотов будет проходить в учебных заведениях или центрах, а также в самих организациях, эксплуатирующих дроны. ▪️ Сам внешний пилот должен будет обучаться операциям с дроном на земле — подготовка к вылету, построение маршрута, запуск двигателя, — во время набора высоты и в полете. Например, будет отрабатываться взлет с боковым ветром, контроль точности навигации, предотвращение столкновений с объектами в воздухе, действия при изменении метеоусловий, полет с одним неработающим двигателем и прочие ключевые отказы.
Опубликовано 22 ноября, 20231 г. Автор ЦАГИ разработал первый в России гост по тренажерной подготовке экипажа беспилотника Использование беспилотных авиационных систем (БАС) – активно развивающееся сегодня направление, которое дает новые возможности для наращивания технологического потенциала и укрепления экономики страны. При этом ряд вопросов в сфере БАС требует правового регулирования. Один из них – подготовка пилотов, управляющих беспилотниками. Специалистами Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») по заказу автономной некоммерческой организации «Аналитический центр «АЭРОНЕТ» в рамках программы Инфраструктурного центра 2.0 по направлению «Аэронет» Национальной технологической инициативы впервые разработан проект государственного стандарта «Беспилотные авиационные системы. Технические средства обучения внешнего экипажа. Общие требования». ГОСТ предназначен для разработчиков беспилотных авиационных систем и технических средств обучения и авиационных тренажеров. В его основу легли стандарт Международной организации по стандартизации ISO (International Organization for Standardization – ISO) 23665:2023 «Беспилотные авиационные системы (UAS). Подготовка персонала, занятого эксплуатацией БАС», Федеральные авиационные правила по подготовке внешних пилотов-испытателей и рекомендации по лицензированию внешнего экипажа беспилотного воздушного судна (БВС) Международного комитета авиационных властей по разработке нормативных документов в области БАС (JARUS). «Подготовкой пилотов БВС сегодня занимаются самые разные организации – от коммерческих предприятий, производителей беспилотников, до вузов, разрабатывающих учебные программы по новым направлениям развития авиационной техники. Поэтому мы инициировали создание государственного стандарта на основе существующих правил и нормативов в части обучения внешних экипажей беспилотных летательных аппаратов, с учетом особенностей применения беспилотных авиационных систем в РФ», – рассказал начальник сектора научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем ФАУ «ЦАГИ» Марк Овсянников. Внешний пилот должен иметь возможность в любой момент оперативно взять на себя управление беспилотным воздушным судном, в особенности – при возникновении нештатных ситуаций, связанных с отказами систем и элементов конструкции. Кроме того, эксплуатация беспилотными авиационными системами общего воздушного пространства предполагает ведение радиосвязи внешнего экипажа с органами управления движением, что также должно быть отработано в процессе подготовки. Документ определяет уровень знаний и навыков пилота, приобретенных при подготовке по специальным учебным программам, а также общие требования к уровню имитируемых характеристик БАС. Так, ТСО должны моделировать условия видимости – осадки, туман, ветровые воздействия, грозы, турбулентность, состояние взлетно-посадочной полосы (сухая, влажная, покрытая льдом), условия обстановки, окружающей наземную станцию управления и др. ГОСТ носит рекомендательный характер. В этом году он вошел в программу национальной стандартизации и планируется к утверждению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) в 2024 году.
Опубликовано 13 апреля, 20241 г. Автор В России хотят запретить полеты БПЛА без спецмодемов на борту СПБГУТ разработал модем для установки на беспилотники, который позволит идентифицировать их через сигналы сотовой связи. Для идентификации предлагается использовать глобальный регистр DOA, в котором за Россией закреплен суффикс «77». Предлагается к 2026 г. оснастить все беспилотники подобными модемами и запретить полеты без их использования. Для чего России нужна система идентификации беспилотников Санкт-Петербургский университет телекоммуникаций им. профессора М.А.Бонч-Бруевича разработал предложения по созданию в России системы идентификации беспилотных авиационных систем (БАС). Об этом ректор вуза Руслан Киричек рассказал в ходе демодня ИЦК (индустриальный центр компетенций) «Спутниковая связь». «Сейчас в сфере управления БАС в России полный бардак, а само появление беспилотника вызывает у населения страх, - констатирует Киричек. – Необходимо создание решения для идентификации БАС по типу «свой – чужой». В сфере производства БАС необходимо решить следующие задачи: контроль оборота произведенной продукции БАС, их идентификации и маркировки, включая комплектующие; обеспечение уникальных идентификаторов для бортовых устройств идентификации БАС; регистрация БАС в реестрах Росавиации; обеспечение уникальной и защищенной идентификации и контроля БАС при организации полетов с обеспечением доступа к регистрационным данным БАС. В настоящее время в сфере БАС отсутствует единая система идентификации и маркировки продукции. Как следствие, отсутствует сетецентричность – разные БАС используют разные технологии и частоты и несовместимы друг с другом. ЦРПТ (Центр развития прогрессивных технологий, занимается маркировкой продукции) использует технологию штрих-кодов GS1, которая несет в себе санкционные риски (теоретически возможно отключение России от адресного пространства), предупреждает Киричек. Университет телекоммуникаций им. профессора М.А.Бонч-Бруевича предлагает идентифицировать БПЛА через сигналы сотовой связи с помощью специальных модемов и запретить полеты без них Необходимо решение с единым адресным пространством, позволяющее предприятиям управлять маркировкой и идентификации по унифицированным правилам без переделки процессов производства. При этом бортовые устройства идентификации должны содержать два идентификатора – идентификатор изделия и полетный идентификатор. Почему для идентификации беспилотников нужна технология DOA Технологии, которые исторически применялись для идентификации устройств связи – MAC, IMEI – несовершенны, так как позволяют осуществлять их подмену, говорит Киричек. Вместо этого основой для идентификации БПЛА предлагается использовать технологию DOA, разработанную Международным союзом электросвязи (МСЭ) в 2014 г. для идентификации цифровых объектов и устройств интернета вещей. DOA работает поверх классических IP-сетей. В основе технологии лежат открытая архитектура, независимость от конкретных технологий реализации и минимизация сложности для конечного пользователя. В DOA осуществляется двухуровневый резолвинг объектов, благодаря чему исключается подмена адреса. В качестве аналогии Киричек приводит ситуацию, когда два устройства с одинаковым MAC-адресом не могут подключаться к одному коммутатору. В основе DOA лежит глобальный реестр. В нем для России зарезервирован префикс «77». Далее идут локальные реестры, например, Минтранса. Они осуществляют взаимодействие с отраслевыми информационными системами, например, системами производителей БПЛА. Предполагается создать несколько реестров: реестр компаний-участников программы БАС; реестры выпускаемой продукции; реестр идентификаторов бортовых устройств. Какие будут созданы реестры БАС Предполагается, что регистрация БАС в реестре Росавиации будет осуществляться путем добавления в соответствующую ГИС ID БАС из реестра произведенного оборудования. В реестр регистрации полетного задания дополнительно может заносится идентификатор бортового устройства. Дополнительно может использоваться локальный реестр бортовых устройств БАС, который находится на этапе планирования полета или выполняют полетное задание. Этот реестр нужен для контроля полетов БАС в регионе определенными бортовыми устройствами. В качестве метаданных могут хранится: текущий статус (полет, ожидание, не используется); идентификатор полета в системе регистрации полетов, ссылка на информационную систему, ведущую контроль; ID борта, регистрационный номер борта в реестре БАС Росавиации и часть информации из реестра Росавиации; информация по ID в сетях связи (спутниковые и мобильные сети и др). Какие сети использовать для идентификации БАС Помимо маркировки, существует проблема инфраструктуры связи. Существующая система Автоматического зависимого наблюдение-вещание (АЗН-В) осуществляет обнаружение летательных средств на высоте 250 м над Землей. Для БАС этого недостаточно, поэтому предлагается использовать сети сотовой связи, которые смогут обнаруживать БАС на высоте до 800 м. СПБГУТ разработал модем для установки на БАС с целью их идентификации. Изначально планировалось, что модем будет работать в сетях четвертого поколения сотовой связи (4G) стандарта LTE в диапазоне 450 МГц. Сети в данном диапазоне строит компания «Скай Линк», они обладают наибольшей зоной обслуживания. Однако сети LTE-450 построены только в нескольких регионах, включая Московскую и Ленинградскую области. В итоге модем были добавлены другие диапазоны LTE; 900 МГц, 1800 МГц, 2,1 ГГц и 2,6 ГГц. Модем обеспечивает скорость передачи данных до 150 Мбит/c. В модеме используется SIM-карта, разработанная Институт точной механики и вычислительной техники им. С.А.Лебедева, осуществляющая шифрование данных по алгоритмам «Кузнечик» и «Магма» (соответствуют ГОСТ). Устройство имеет контроллер с идентификатором DOA, акселерометр, барометр, гироскоп и датчики ГЛОНАСС/GPS. Необходимость использования спутниковых систем Но сотовая связь покрывает лишь 30% территории России, в связи с чем ведутся переговоры с производителями спутникового оборудования об использовании для идентификации БПЛА низкоорбитальных спутниковых систем: Бюро 1440, ИСС. им. М.В.Решетнева, «Спутникс» («дочка» «Ситроника») и др. СПБГУТ разработал 50 модемов и готово их испытывать в тестовой зоне, создаваемой на базе собственного научно-технического полигона. В дальнейшем тестовую зону предполагается развернуть на территории новых российских регионов (Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области). До конца 2026 г. планируется оснастить все БАС бортовыми приборами системы идентификации (БПСИ) и разработать механизмы принуждения к посадке БАС, не имеющих БПСИ.
Опубликовано 18 мая, 20241 г. Автор Про запреты полетов на дронах, пояснение. На миниках до 250гр летать можно! Если нет запрета субъекта и не выделена специальная зона: 1) В населённом пункте можно летать без разрешения только на дронах до 0,25кг. На дронах от 0,25 кг нужно получать разрешение (на практике получать его от 11 до 30 дней). 2) За пределами населённых пунктов можно летать без разрешения на использование воздушного пространства (ИВП) на дронах до 30 кг на высоте до 150 м в прямой видимости при условии отсутствия запретных зон / зон ограничений и до 100м на удалении 10 км от контрольных точек аэродромов / 2 км от посадочных площадок (это упрощённый порядок, он в новой редакции немного изменился). 3) Если есть запретные зоны / зоны ограничений или не с соблюдается удаление до точек аэродромов / площадок, то упрощённый порядок не применяется и нужно получать разрешение на ИВП (на практике от 3 до 6 дней) для полётов за пределами населённых пунктов. Если нет запрета субъекта и выделена специальная зона в населённом пункте: 1) Без получения разрешения в населённом пункте в границах специальной зоны можно летать на дронах до 30 кг на высоте до 150 м в прямой видимости. Вот про это писали СМИ, ошибочно указав про полёты во всех населённых пунктах без разрешений. При этом в населённом пункте за границами специальной зоны действует тот же самый порядок - получить разрешение (до 30 дней) для дронов от 0,25 кг. 2) Упрощённый порядок за пределами населённых пунктов и запретных зон применяется на тех же условиях. 3) Необходимо получать разрешения на ИВП (от 3 до 6 дней) за границами населённых пунктов там, где не применяется упрощённый порядок. Если есть запрет субъекта и выделена специальная зона: 1) Предположительно* в границах этой зоны в населённом пункте можно летать без разрешений до 150 м высоты. *Зависит от условий установления этой зоны, могут и не разрешить в ней летать при наличии запрета субъекта. За границами зоны в населённом пункте летать нельзя. 2) Упрощённый порядок отсутствует в принципе в условиях запрета. 3)Не выдаются разрешения на ИВП (от 3 до 6 дней) за границами населённых пунктов там, где не применяется упрощённый порядок. Такая ситуация по общему правилу. При этом у запретов субъектов есть свои особенности. Например - Московская область, где разрешение можно получить за пределами населённых пунктов. Или Тверская область, где просто обязывают получить разрешение.
Опубликовано 30 мая, 20241 г. Автор Власти заказали за миллиард систему для взлома и перехвата БПЛА Минпромторг хочет разработать систему принудительной посадки дронов. Начальная сумма работ составляет 897,3 млн руб. Неугодные дроны будут принудительно сажать Минпромторг выделило 897,3 млн руб. на разработку ПО для перехвата и прерывания полетов беспилотных воздушных судов (БВС). Министерство желает получить технологию, которая будет анализировать обстановку в небе рядом с защищаемым системой объектом, и принудительно сажать дроны малых размеров (до 50 кг) и низкой скорости (до 200 км/ч) еще до выполнения поставленной задачи. Также подрядчик должен создать опытные образцы модуля для управления элементами системы, которая может предсказать перехват и прерывание полета небольших, малоскоростных дронов, радиолокационную станцию, которая может наблюдать за обстановкой и станцию для отслеживания полета небольших дронов и управления дронами-перехватчиками. Помимо этого, подрядчик должен будет подтвердить разработку экспериментально, создав прототипы устройств перехвата. Тендер на разработку технологии был опубликован Минпромторгом на сайте госзакупок 27 мая 2024 г. Заявки на участие в аукционе принимаются до 13 июня, поставщик будет выбран 19 июня того же года. При этом разработка системы должна длиться не более двух с половиной лет, до 30 декабря 2026 г. О составе технологии Экспериментальный образец интеллектуального комплекса управления средствами перехвата и прерывания полетов дронов включает средства приема-передачи данных, программно-аппаратный комплекс обработки информации, автоматизированные рабочие места различного назначения и средства документирования и архивирования данных. Минпромторг создает систему принудительной посадки дронов Опытные и экспериментальные образцы средств системы перехвата и прерывания полетов включают, в общем случае, один модуль управления средствами системы со средствами связи, одну радиолокационную станцию кругового обзора, радиолокационную станцию сопровождения БВС и наведения БВС-перехватчика, четыре оптико-электронных модуля, две станции постановки направленных помех каналам управления и навигации, две пусковых наземных установки с БВС-перехватчиками, а также 20 БВС-перехватчиков с дальностью перехвата малоразмерных БВС не менее пяти км от пусковой установки, предъявляемых на демонстрационные испытания. Как работают аналогичные антидрон-системы Антидрон-системы позволяют обнаружить дрон, несанкционированно вторгшийся на территорию, обезвредить его или сбить. Обнаружение летательного аппарата осуществляется, как правило, при помощи универсальных широкополосных приемников, которые идентифицируют сигналы, идущие по каналам связи от дрона к пульту управления. После того как сигналы были обнаружены, их нужно подавить путем создания помех на приемных трактах дрона и пульта управления. Без своего управляющего сигнала дрон, в зависимости от модели, может либо зависнуть в воздухе на месте и висеть до тех пор, пока у него не сядет батарея, либо сразу же рухнуть вниз. При обнаружении потенциальной угрозы со стороны беспилотника система, анализируя несколько факторов, принимает решение на глушение. Сначала система нацеливается на каналы связи дрона. Дроны обычно «общаются» со своими операторами или со спутниками GPS на определенных радиочастотах. Оборудование для глушения транслирует сильные помехи на этих частотах, эффективно заглушая настоящие сигналы управления или навигации. Помимо комплексных антидрон-систем существуют, так называемые, антидроновые ружья. Они воздействуют на дрон при помощи радиосигнала. Для нейтрализации таких устройств необязательно инициировать физическое воздействие, достаточно заблокировать управляющие сигналы, что сделает его полностью неработоспособным. Насчет разрабатываемой Минпромторгом системы Павел Камнев (коммерческий директор компании «Лаборатория будущего») предположил, что система «Антидрон» будет включать станции обнаружения дронов по различным типам излучения, станцию РЭБ для подавления частот от 300 МГц до 6 ГГц и стартовую площадку для беспилотников-перехватчиков. Для определения нарушителей и предиктивной аналитики есть вероятность использования ИИ, что позволит работать быстрее и надёжнее. Гендиректор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин также считает, что в системе будет использоваться ИИ, способный быстро собирать данные, отсеивать ложные данные и смоделировать движение вражеских дронов, предлагая набор действий для их нейтрализации.
Опубликовано 10 сентября, 202410 сент Автор В России представили первое учебное пособие по беспилотным авиационным системам (БАС) для школьников К началу учебного года ГК «Геоскан» и АО «Издательство «Просвещение» выпустили учебное пособие «Беспилотные летательные аппараты», предназначенное для глубокого изучения данной темы в инвариантном модуле «Робототехника» предмета «Труд (технология)» в 8-9 классах. Это первое учебное издание по беспилотным технологиям, созданное для реализации федерального проекта «Кадры для БАС» с участием индустриального партнера. Учебное пособие состоит из шести глав: ↩️ общее введение в беспилотную авиацию, ↩️ классификация и устройство беспилотников, ↩️ электронный компонент беспилотных воздушных судов, ↩️ основы ручного пилотирования, ↩️ программирование автономных полетов, ↩️ тренды и профессии в мире беспилотников. Издание содержит актуальную информацию о сфере применения БАС, а также задания, которые помогут учащимся применять полученные знания на практике. Материал рассчитан на 34 часа. Обязательный предмет «Труд (технология)» введен с 1 сентября 2024 года. Федеральная программа предмета имеет модульную структуру: пять обязательных для освоения модулей и вариативные модули по выбору образовательной организации. При этом обязательный модуль «Робототехника» дополнен изучением тем, связанных с БАС: их конструированием, программированием и пилотированием беспилотных воздушных судов. Также учебное пособие может быть использовано для более глубокого изучения темы БАС на отдельном, вариативном модуле.
Опубликовано 4 декабря, 20244 дек Автор ГЛОНАСС для всех: новые требования к дронам и самолетам Российские власти обяжут оснастить все беспилотники и самолеты системой ГЛОНАСС до 1 марта 2026 года. Это касается техники, произведенной или ввезенной в РФ до 1 марта 2025 года. Исключение – Sukhoi Superjet (до 2029 года). Кроме ГЛОНАСС, обязательны системы связи с авиадиспетчерами, наблюдения (высота, координаты), а для крупных самолетов – ADS-B и TCAS. Дроны также должны иметь защиту от полетов в запрещенных зонах. Крупные БПЛА – удаленную идентификацию, систему экстренного прекращения полета и бортовые огни.
Опубликовано 17 декабря, 202417 дек Автор Оператор государственной информационной системы «ЭРА-Глонасс» – АО «Глонасс» – в 2025 г. начнет испытания системы идентификации гражданских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщил источник из числа организаторов испытаний и подтвердили представитель «Глонасс» и пресс-служба правительства Калужской области, где пройдут тесты. В рамках пилотного проекта, по словам представителя АО «Глонасс», систему протестируют при одновременном полете нескольких десятков дронов в небе. Эта система впервые объединит 7–8 технологий российских компаний, которые раньше тестировались по отдельности, пояснил он. Например, спутниковый трекер для установки на беспилотники разработал Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. профессора М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ). Разработка университета представляет собой вседиапазонный модем весом 75 г, рассказал и. о. проректора по научной работе СПбГУТ Алексей Рабин. Устройство при установке на дрон позволит контролировать его вне зоны видимости оператора, определять маршрут беспилотника и идентифицировать владельца, объясняет Рабин. Помимо модема в трекер, по его словам, встроены микроконтроллер с идентификатором, несколько датчиков (барометр, акселерометр и гироскоп), приемник «GPS/Глонасс», а также модуль LoRa-SAT для передачи данных через низкоорбитальную спутниковую группировку по защищенному протоколу. «По сути, это аналог VIN-номера автомобиля, защищенный от дублирования или замены», – поясняет Рабин. Применение такого трекера позволит обеспечить идентификацию беспилотников, контроль выполнения их полетного задания, а также интеграцию с другими сервисами мониторинга полетов беспилотных авиасистем, отмечает источник «Ведомостей». Проведение эксперимента в Калужской области, подчеркивает он, позволит отработать контроль всех «легально находящихся» в воздушном пространстве беспилотников одновременно. Сейчас беспилотники могут использовать два канала связи – радиоканал в зоне прямой видимости оператора или сотовую связь. Но порядка двух третей территории России не покрывается сотовой связью, поэтому необходим дополнительный канал коммуникации с дроном через спутник, чтобы он мог лететь в любую точку страны, объяснял «Ведомостям» в июне гендиректор АО «Глонасс» Алексей Райкевич. Некоторые элементы будущей системы идентификации уже успешно прошли тесты, в том числе в рамках интенсива «Архипелаг 2024» в Южно-Сахалинске и в ходе нескольких экспедиций в Арктической зоне, отмечает источник «Ведомостей». По его словам, целью эксперимента в Калужской области станет испытание всей системы при одновременной работе большого количества потребителей, т. е. нескольких десятков дронов в небе. В случае положительного итога следующим этапом станет масштабное испытание нескольких тысяч трекеров в нескольких регионах России, поясняет он. Если эти испытания окажутся успешными, действие системы идентификации может быть расширено на территорию всей страны, а сама она – интегрирована в «Цифровое небо России», продолжает собеседник. Речь идет о концепции правового регулирования и организации гибридной (радио – GSM – спутник) связи на инфраструктуре системы «ЭРА-Глонасс». Имеющие доступ к этим инструментам оперативные службы смогут в онлайн-режиме наблюдать, что за беспилотник летит, кому он принадлежит, санкционирован ли его полет и соответствует ли он заданному маршруту, отмечает источник. Игроки гражданского рынка получат возможность эксплуатировать дроны в регионах, где связь не работает, и значительно сократить время на их поиски в случае падения, добавил он. Сейчас, по данным Райкевича, в рамках экспериментов и пилотных зон для БПЛА открыто только 2% территории России. Обязательное оснащение беспилотников навигационными системами «Глонасс» для мониторинга полетов зафиксировано постановлением правительства, напоминает гендиректор компании «Флай дрон» и эксперт рынка НТИ «Аэронет» Никита Данилов. Он отмечает важность того, чтобы трекеры прошли все необходимые тесты на различных типах БПЛА. «К примеру, опыт использования трекеров именно на малых дронах пока практически отсутствует», – подчеркивает он. Воздушное пространство после снятия запретов на полеты дронов необходимо сегментировать для определения, где свой, где чужой беспилотник, а где пилотируемая авиация, полагает генеральный директор компании «Летающие грузовики» Антон Блик. По его оценке, установка трекеров и в целом проверка этих алгоритмов идентификации БПЛА – это инструмент к решению этой проблемы, особенно с учетом планов государства по производству 30 000 дронов ежегодно к 2030 г.
Опубликовано 24 декабря, 202424 дек Автор К 2030 году в России появится межрегиональная инфраструктура для свободных полётов дронов. Такая задача стоит перед созданном при участии Фонда поддержки проектов НТИ технологического консорциума, куда вошла компания «Флай Дрон» – резидент Аэрокосмической инновационной долины. Инфраструктура будет состоять из универсальных дронопортов и систем высокоточной посадки, с помощью которых беспилотники самостоятельно летают от дронопорта к дронопорта. Участие человека при этом сократится на 35-70% , а стоимость полёта снизится на четверть. Главными задачами консорциума, по словам главы Фонда НТИ Вадима Медведева, является рост числа дронов, упрощение их полётов, уменьшение человеческого фактора и увеличение роботизации.
Опубликовано 8 апреля8 апр Автор Систему контроля дронов «свой-чужой» создадут в России за 862 млн рублей Единую систему контроля за полетами дронов разработает концерн «Алмаз-Антей» до конца 2025 года за 862 млн рублей. На контракт на разработку, опубликованный на портале Госзакупок», обратили внимание «Ведомости». До конца 2025 года в России должна появится единая цифровая инфраструктура для управления и сопровождения беспилотников. Систему разрабатывает концерн «Алмаз–Антей» по заказу ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения». Работы должны быть завершены к 15 декабря 2025 года. По проекту система обеспечит интеграцию беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство, станет связующим звеном между операторами дронов и государственными структурами. На первом этапе к платформе подключат центральный офис в Москве и два региональных филиала — в Хабаровске и Красноярске. Платформа обеспечит взаимодействие между операторами беспилотников весом от 150 г до 30 кг и различными государственными органами, включая местные и федеральные органы власти, а также разработчиков сторонних информационных решений. Для пользователей должны разработать единый интерфейс для работы с информацией о полетах, включая визуализацию текущей воздушной обстановки, навигационные расчеты с учетом маршрутов пилотируемой авиации и БПЛА, а также уведомления о любых изменениях в статусе рейсов. По проекту операторы БПЛА смогут через специальную подсистему онлайн подавать планы полетов. Пока индивидуальное согласование каждого маршрута существенно ограничивает возможности применения беспилотной авиации. Согласно техническому заданию, все компоненты платформы будут созданы на отечественном ПО, включая операционную систему «РЕД ОС».
Опубликовано 2 июня2 июнь Автор В России тестируется спутниковая связь 5G для управления БПЛА В Томской области прошли испытания демонстратора системы спутниковой связи 5G. Это приближает перспективу реализации связи нового поколения через будущие низкоорбитальные спутниковые группировки России. Первые испытания В Томской области прошли первые в России летные воздушные испытания демонстратора системы спутниковой связи 5G для отработки управления беспилотными воздушными судами в космической и гибридной (наземной/космической) сети 5G, сообщил Фонд перспективных исследований (ФПИ) на своем сайте. Результаты тестирования разработки «Телеком-проекта-5» по заказу ФПИ названы успешными — получен устойчивый прием и передача сигнала с борта летающей лаборатории на наземные абонентские терминалы, имитирующие сотовые телефоны с 5G. «В ходе испытаний реализована линия связи на основе технологии 5G для одновременного управления пятью беспилотными летательными аппаратами с борта летающей лаборатории на базе самолета ТВС-2МС (выступал в роли атмосферного аналога спутника). Наземный пункт наблюдения и управления обеспечивал в испытаниях фидерную линию передачи данных, контроль и управление системой связи 5G и беспилотниками с ее помощью», — говорится в сообщении. Уникальная особенность Российская бортовая аппаратура 5G с многолучевой антенной с фазированной антенной решеткой имеет уникальную особенность, сообщили представители ФПИ. Она создает неподвижные относительно земли множественные зоны обслуживания абонентов с помощью лучей с цифровым управлением. При этом воздушный, а в перспективе и космический, носитель данной аппаратуры может двигаться по криволинейной траектории. По заказу ФПИ систему спутниковой связи 5G разрабатывает компания «Телеком-проекта-5» «Проведенные испытания позволяют нам говорить о возможности реализации созданной комплексной технологии системы связи 5G в будущих низкоорбитальных спутниковых группировках России. Это ключевой шаг к управлению беспилотниками, IoT-устройствами и другими системами через гибридные сети», — сказал Ян Чибисов, руководитель Центра авиационно-космических технологий ФПИ. Спутниковая связь 5G в России «Бюро 1440» (дочерняя компания «ИКС Холдинга») в мае 2024 г. запустила в рамках экспериментальной миссии «Рассвет-2» три низкоорбитальных космических аппарата, оснащенных аппаратурой спутниковой связи с использованием протокола стандарта 5G NTN и терминалами межспутниковой лазерной связи, как писал CNews. Компания работает работает над созданием сервиса широкополосной передачи данных с глобальным покрытием на базе собственной низкоорбитальной спутниковой группировки. Для работы сервиса в любой точке планеты в режиме 24/7 низкоорбитальная группировка «Бюро 1440» должна насчитывать более 250 космических аппаратов. Детище американского миллиардера Илона Маска (Elon Musk) Starlink в десятки раз масштабнее в сравнении с российской системой — проект, стартовавший в 2015 г., уже насчитывает тысячи спутников, а всего планируется запустить более 40 тыс. космических аппаратов. В апреле 2024 г. Президент России Владимир Путин поручил выделить 116 млрд руб. на развитие спутникового интернета в стране. К концу 2024 г. в России в части населенных пунктов не было не только проводного интернета, но и мобильного. В некоторых отдаленных деревнях нет даже базовых станций сотовых операторов.
Опубликовано Среда в 12:114 д. Автор Такая чушь написана - управление дроном с современными протоколами перехватить невозможно (на протоколе ELRS возможно, если знать кодовое слово для сопряжение аппаратуры), если видеопередатчик цифровой, изображение тоже невозможно перехватить, только аналоговое.В России разрабатывают стандарты кибербезопасности для БПЛА, это ключевое условие снятия запретов на полетыАО «ГЛОНАСС» совместно с ассоциацией «Доверенная платформа» запускает экспериментальный правовой режим по созданию единых стандартов защиты дронов от кибератак. Инициатива направлена на формирование нормативной базы для безопасного промышленного использования беспилотных ИТ-систем всех типов — воздушных, наземных и водных.Формирование стандартов кибербезопасностиСотрудники ГЛОНАСС разработают стандарты кибербезопасности для дронов. Это ключевое условие для снятия запретов на полеты: взлом дронов грозит потерей груза, травмами и новыми запретами.АО «ГЛОНАСС» и ассоциация «Доверенная платформа» инициировали создание экспериментального правового режима по разработке единых стандартов защиты беспилотных воздушных систем от кибератак.По слова руководителя проектов по авиации АО «ГЛОНАСС» Сергея Кукарева, сама инициатива направлена на формирование нормативной базы для безопасного промышленного использования беспилотных систем всех типов – воздушных, наземных и водных. Как отмечают в компании, без надежной защиты от взлома и перехвата управления массовое внедрение дронов для доставки грузов, мониторинга и других задач на 2 июля 2025 г. невозможно.Цель эксперимента — повышение безопасности промышленного применения наземных, водных и воздушных дронов, отметил Кукарев. Без защиты от кибератак и перехвата управления массовое использование дронов для доставки, мониторинга и других задач невозможно, так как успешная ИТ-атака может привести к ограничениям на технологию. Сам эксперимент же поможет сформировать в России основы государственной политики, приравнивающей элементы инфраструктуры беспилотников к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ), к которым 2 июля 2025 г. относятся сети связи и информационные системы государственных органов, транспорта, энергетики, финансов и других ключевых секторов.Разработанные стандарты первоначально будут применяться для гражданской беспилотной авиации, а затем распространятся на весь беспилотный транспорт. Программу экспериментального правового режима планируется подготовить до конца 2025 г. Эти меры станут частью работы над национальным стандартом кибербезопасности для беспилотных ИТ-систем.АО «ГЛОНАСС» — госкорпорация по разработке, производству и эксплуатации глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Компания разрабатывает госинформсистему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», предназначенную для оперативного получения информации о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и других нештатных ситуациях на дорогах, для обеспечения связи между участниками происшествия и экстренными службами.Необходимость проработки ИТ-защитыБеспилотник в 2025 г. — это аналог смартфона с рисками взлома и перехвата управления, пояснил РБК генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич. В России, по его словам, пока нет регуляторики для безопасного перемещения дронов. «Мы предлагаем создать единые, доступные правила для кибербезопасной экосистемы до первых серьезных инцидентов», — добавил Райкевич, проведя аналогию со строгими правилами безопасности в медицине и авиации.Президент ассоциации «Доверенная платформа» Андрей Тихонов подчеркнул, что безопасность должна закладываться на этапе проектирования всех элементов системы, что позволит создать устойчивую к кибератакам среду на основе отечественных технологий.Главное о безопасности дроновСуществует несколько способов взлома дрона, и это не требует значительных технических усилий, особенно если владельцы пренебрегают ИТ-защитой. Киберпреступник, обнаружив беспилотник, может перехватить управление им или получить доступ к передаваемым видео и изображениям, отправляемым на базовую станцию.Злоумышленник может подменить сигнал GPS, из-за чего дрон получит ложные координаты, отменит запланированный маршрут и направится в точку, указанную новым пользователем-хозяином. Преступник способен спровоцировать крушение дрона просто ради забавы или лайков, направить его на столкновение с автомобилем, человеком или другим дроном. Также он может посадить дрон, похитить его вместе с бортовой камерой и данными на карте памяти.Эксперты в области кибербезопасности «Лаборатория Касперского» провидели тесты, которые показали, что сами дроны можно взломать с расстояния в километр, так как радиосигнал редко шифруется и легко расшифровывается с помощью программы-анализатора трафика или же сниффера. Для этого не нужны специальные навыки или сложное ИТ-оборудование. Перехватив сигнал оператора, хакер получает полный контроль над дроном и его ИТ-системами. Также сигнал можно заглушить, из-за чего дрон перестанет реагировать на команды настоящего пользователя-владельца.Алексей Курасов, «Финам»: Российские ИИ-модели сегодня конкурентоспособны на глобальном уровнеЦифровизацияЗлоумышленники могут перехватывать данные, передаваемые дроном на базовую станцию, например видеозаписи, транслируемые через систему First Person View (FPV). Многие коммерческие дроны, доступные в магазинах, не имеют шифрования, что делает их данные уязвимыми для перехвата.К примеру, исследователь Сэми Камкар (Samy Kamkar) в эксперименте SkyJack использовал дрон с Raspberry Pi, чтобы захватить управление другими беспилотниками, сформировав рой подконтрольных устройств. Перехват дронов с помощью другого беспилотника значительно усиливает потенциальную киберугрозу. Это напоминает ботнеты — сети захваченных устройств, используемых злоумышленниками для проведения DDOS-атак.Ограничения на полеты гражданских дроновС 2022 г. многие российские регионы начали вводить запреты на полеты беспилотников. К декабрю 2023 г. такие ограничения действовали уже в 68 российских субъектах. Как сообщил в июне 2025 г. министр транспорта Роман Старовойт, в России ведется тестирование системы идентификации гражданских дронов на базе платформы «ЭРА-ГЛОНАСС». Ее внедрение даст возможность снять действующие запреты на полеты гражданских дронов.«Мы в пилотном режиме используем ее для идентификации гражданских беспилотников в сельском хозяйстве, доставке грузов. Идентификация откроет небо гражданской беспилотной авиации. Сейчас тестируем такую возможность, которая уже в 2025 г. позволит снимать региональные запреты», — сказал министр.12 июня 2025 г. специалисты АО «ГЛОНАСС» успешно протестировали в 12 регионах мониторинг полетов авиабеспилотников в онлайн-режиме и передачу данных госорганам. К ИТ-системе были подключены беспилотники нескольких компаний — «Транспорт будущего», «Геоскан», «БАС», «Аврора-БАС», «Аэромакс», а также ведущие коммерческие платформы, включая «Небосвод», «Юпитер», «Флай дрон». Общий налет превысил расстояние от Земли до Луны — более 400 тыс. км. Как писал CNews, «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечила мониторинг полета первого межрегионального полета дрона из Сахалина в Хабаровский край.Ускорение разработки нормативной базы для дроновВ июне 2025 г. Президент России Владимир Путин поручил первому заместителю председателя правительства Денису Мантурову ускорить проработку нормативной базы для интеграции и идентификации беспилотных авиационных систем (БАС), определиться со сроками ее подготовки.«Я понимаю, что сейчас это все непросто сделать, особенно в условиях специальной военной операции (СВО) России на Украине, – отметил Владимир Путин. — Но нормативную базу-то можно создавать?» Также Президент России обратил внимание на статус единой системы идентификации беспилотных воздушных судов (БВС) и нового класса воздушного пространства для дронов. «То же самое, работа идет, работа идет. Она когда закончится?» — спросил Путин, отметив, что в июне 2025 г. сокращается госзаказ для гражданского беспилотия, причем в разы. Глава государства попросил первого вице-премьера определить сроки разработки нормативной базы и проконтролировать их исполнение, добавив, что сейчас надо обращать внимание на экспорт беспилотных ИТ-систем.Интеграция БАС в общее воздушное пространство и выделение отдельного класса воздушного пространства для БАС решают одну и ту же задачу — сделать так, чтобы массовое внедрение в жизнь беспилотных технологий не создавало препятствий для полетов пилотируемой авиации, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В то же время эти подходы противоречат друг другу, делает оговорку он. Ведь для выполнения авиационных работ с помощью БАС могут быть оптимальны разные высоты полета: для аэрофотосъемки — одни, для поиска утечек на газопроводах — другие, говорит Пантелеев. Для авиакомпаний важно, чтобы пилот воздушного судна видел другие воздушные суда, находящиеся рядом, включая беспилотные, указал он.
Опубликовано 8 часов назад8 ч. Автор В Коми работают над созданием научно-производственного центра БПЛАВ Коми подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством региона и ООО "Флай Дрон", сообщает Минэконом Коми.Подписи под документом поставили председатель Правительства Республики Коми Дмитрий Братыненко и генеральный директор ООО "Флай Дрон" Никита Данилов в рамках Стратегической сессии по определению направлений и порядка развития отрасли беспилотных летательных аппаратов на территории Республики Коми. Участие в стратсессии приняли представители региональных министерств, бизнес-сообщества и компаний.Присутствующие обсудили определение потенциальной емкости рынка БПЛА и концепцию создания научно-производственного центра. Напомним, планы совместной работы по его созданию были озвучены на 28-м Петербургском международном экономическом форуме: на рабочей встрече генерального директора ООО "Флай Дрон" Никиты Данилова с председателем Правительства Республики Коми Дмитрием Братыненко.Помимо этого, на сессии затронули вопросы о подготовке кадров для отрасли БПЛА, обеспечении безопасности полетов и создании ситуационного центра в регионе.Никита Данилов рассказал, что готов оказывать постоянную поддержку и развивать беспилотные технологии на территории Республики Коми в рамках национального проекта "Беспилотные авиационные системы".Как ранее отмечал руководитель Коми Ростислав Гольдштейн, сегодня в регионе особое внимание уделяется развитию беспилотных технологий. "Уверен, что наше сотрудничество с компанией будет долгосрочным и плодотворным и благодаря ему Республика Коми продолжит свою работу в данном направлении", - подчеркнул Ростислав Гольдштейн.***ООО "Флай Дрон" – разработчик системы "единого окна" цифровых сервисов жизненного цикла беспилотных воздушных судов. Компания предоставляет пользователям беспилотных летательных аппаратов возможность комфортного и легального пользования воздушного пространства.
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.