Перейти к содержанию
View in the app

A better way to browse. Learn more.

Больше чем юмор, сильнее чем смех!

A full-screen app on your home screen with push notifications, badges and more.

To install this app on iOS and iPadOS
  1. Tap the Share icon in Safari
  2. Scroll the menu and tap Add to Home Screen.
  3. Tap Add in the top-right corner.
To install this app on Android
  1. Tap the 3-dot menu (⋮) in the top-right corner of the browser.
  2. Tap Add to Home screen or Install app.
  3. Confirm by tapping Install.

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано
  • Автор

Китай запускает реактор, который разрушит энергетический рынок

Технология, которая работает уже сегодня, обещает изменить жизнь каждого человека на планете.

Китай готовится совершить прорыв, который может навсегда изменить то, как мы получаем энергию для наших домов, городов и промышленности. Страна вступила в финальную стадию сборки революционного термоядерного реактора с длинным названием — «Экспериментальный сверхпроводящий токамак горящей плазмы». Сокращенно его называют BEST, и запустить его планируют уже в 2027 году.

Если проект окажется успешным, это станет важнейшей вехой в гонке за освоением термоядерной энергии — процесса, который копирует то, как получает энергию само Солнце. В отличие от обычных источников энергии, термоядерный синтез не нуждается в ископаемом топливе вроде угля или нефти. Он гораздо экологичнее, поскольку не производит вредных выбросов, которые нагревают планету, и не оставляет после себя опасные радиоактивные отходы на тысячи лет. В качестве топлива используется обычный водород, которого на Земле предостаточно. Потенциальная награда за такие усилия — практически безграничная, дешевая и возобновляемая энергия.

По данным китайских государственных СМИ , BEST является промежуточным шагом между более ранними китайскими проектами и гораздо более крупным демонстрационным реактором, который планируется построить в будущем. Главный инженер проекта Сун Юньтао заявил журналистам, что команда «полностью освоила ключевые технологии как с научной, так и с технической точки зрения».

В 2022 году США попали в мировые заголовки, когда исследователи впервые в истории получили от термоядерной реакции больше энергии, чем потратили на её запуск. Теперь Китай удваивает свои усилия, строя не только BEST, но и целую сеть других термоядерных и гибридных реакторов.

Термоядерная энергия когда-нибудь сможет питать целые города, используя минимум топлива и практически не загрязняя окружающую среду. Это кардинально снизит расходы на электричество для жителей и бизнеса, а также уменьшит количество парниковых газов, которые мы выбрасываем в атмосферу и которые вызывают глобальное потепление. Результат — более чистый воздух и меньше проблем со здоровьем, таких как болезни дыхательных путей и сердца, связанные с загрязнением.

Хотя скептики долгое время говорили, что термоядерная энергия всегда остается «в тридцати годах от нас», проект BEST и его американский аналог SPARC , созданный стартапом из Массачусетского технологического института, показывают реальные результаты. С целевой датой запуска в 2027 году BEST может помочь воплотить обещания термоядерной энергии в реальность гораздо раньше, чем многие ожидали.

  • Ответов 2,2 тыс
  • Просмотры 326,8 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Изображения в теме

Опубликовано
  • Автор

CO₂ и жара: как климат превращает овощи в пустышку

Новые исследования показывают: чем больше углекислого газа в воздухе и чем жарче климат, тем меньше пользы в овощах и зелени. Это серьезно ударит по здоровью людей.

До сих пор ученые в основном изучали, как климат влияет на урожайность. Но какой толк в больших объемах, если еда становится пустой?

Мы смотрим не только на количество, но и на качество, — говорит Джиата Угва Экэле, аспирантка из Ливерпульского университета Джона Мурса.

Из-за глобального потепления растения по всему миру меняются, и эти изменения могут стать необратимыми.

Экэле исследует, как повышенный уровень CO₂ и жара вместе влияют на питательность овощей.

Эти факторы меняют все — от фотосинтеза до накопления витаминов и минералов, — объясняет она. — Мы — то, что мы едим, а растения — основа пищевой цепочки. Если они теряют питательность, это ударит по всем.

В лаборатории выращивают капусту, рукколу и шпинат в условиях, имитирующих будущий климат Британии. Ученые следят за фотосинтезом, а после сбора урожая измеряют уровень сахаров, белков, витаминов и антиоксидантов.

Фотосинтез — процесс, при котором растения превращают солнечный свет, воду и CO₂ в питательные вещества (сахара) и кислород. Если его нарушить, растение хуже растет и накапливает меньше витаминов.

Первые результаты неутешительны:

•При высоком уровне CO₂ растения растут быстрее, но в них падает содержание кальция и антиоксидантов.

•Если добавляется жара, ситуация ухудшается — урожай становится меньше, а питательность снижается еще сильнее.

При этом разные культуры реагируют по-разному.

Нельзя делать общие выводы — каждая культура уникальна, — подчеркивает Экэле.

Чем это грозит людям

•Больше сахара, но меньше белка и витаминов — это путь к ожирению и диабету.

•В бедных странах дефицит питательных веществ ударит по иммунитету и усугубит болезни.

Хотя эксперимент моделирует британский климат, проблема глобальна. В тропиках, где фермеры и так страдают от засух и вредителей, последствия будут еще серьезнее.

Экэле и ее команда готовы сотрудничать с учеными, аграриями и политиками.

Еда — это не просто калории, а основа здоровья и устойчивости к изменениям климата, — говорит она.

Этот проект важен, потому что:

•Предупреждает о скрытых угрозах — даже если урожайность сохранится, еда станет менее полезной, а это незаметно ударит по здоровью миллионов.

•Помогает адаптировать сельское хозяйство — зная, какие культуры устойчивее, можно выбирать сорта, которые не потеряют питательность в жару.

•Дает аргументы для климатической политики — если CO₂ делает еду «пустой», это еще один довод сокращать выбросы.

Исследование ограничено:

•Лабораторные условия не повторяют реальные поля, где растения сталкиваются с ветром, дождем и другими стрессами.

•Пока изучены только три культуры — нужны данные по злакам и бобовым, которые составляют основу рациона.

Опубликовано
  • Автор

Биологи нашли способ быстро разлагать пластик с помощью гусениц

Что, если один из самых живучих материалов на планете можно уничтожить за несколько дней — без химии и высоких температур?

Биологи нашли способ быстро разлагать пластик с помощью гусениц

Пластик — неотъемлемая часть современной жизни, но его устойчивость к разложению превращает утилизацию в глобальную проблему. Однако оказалось, что гусеницы большой восковой моли (Galleria mellonella), известные как восковые черви, способны разрушать полиэтилен — самый распространенный в мире пластик, который в природе разлагается десятилетиями.

Полиэтилен — синтетический пластик, самый распространенный в мире. Из него делают пакеты, упаковку, бутылки и многое другое. Главная проблема в том, что он почти не разлагается в природе — на это могут уйти сотни лет.

В 2017 году ученые обнаружили, что эти «пластикоядные» гусеницы перерабатывают полиэтилен всего за несколько дней, превращая его в жир и накапливая в организме.

Но есть нюанс: питаясь одним пластиком, они быстро погибают.

2000 гусениц могут съесть целый полиэтиленовый пакет за сутки, но если добавить к их рациону сахар, количество червей можно сократить, — объясняет Брайан Кассоне, профессор биологии из Университета Брандона (Канада).

Его команда изучает, как именно восковые черви перерабатывают пластик, как это влияет на их здоровье и можно ли использовать их для борьбы с загрязнением.

Оказалось, что пластик расщепляется на липиды и откладывается в виде жира — примерно как у человека, который ест слишком много жирного мяса. Но без дополнительной подкормки гусеницы теряют вес и умирают за несколько дней.

Ученые видят два возможных решения:

•Разводить гусениц в промышленных масштабах, добавляя в их рацион питательные вещества.

•Выделить ферменты, разрушающие пластик, и использовать их без участия живых организмов.

Кстати, массовое разведение восковых червей может принести двойную пользу: они не только переработают пластик, но и станут кормом для рыб в аквакультуре.

Исследование представлено на ежегодной конференции Общества экспериментальной биологии в Антверпене (8 июля 2025).

Если технологию удастся масштабировать, это может стать прорывом в борьбе с пластиковым загрязнением. Пока что переработка полиэтилена требует огромных энергозатрат, а в природе он почти не разлагается. Восковые черви предлагают биологическое решение — быстрое и потенциально дешевое.

Кроме того, их можно использовать в замкнутых системах, например, на мусороперерабатывающих заводах, где отходы будут превращаться в биомассу для корма. Это снизит нагрузку на свалки и создаст дополнительный экономический эффект.

Главный вопрос — экологическая безопасность. Если выпустить миллионы гусениц в природу, они могут нарушить местные экосистемы. Кроме того, пока неясно, накапливаются ли в их организме токсичные добавки из пластика, которые затем попадут в пищевую цепочку.

Опубликовано
  • Автор

Скорость — 600 км/ч, шум — ноль. Китайский маглев победил эффект, который мешал 50 лет

Новое решение обещает тишину при выходе поездов из тоннелей.

Китайские инженеры нашли способ избавиться от «ударов грома», которые возникают, когда сверхскоростной магнитоплан вырывается из тоннеля на скорости около 600 км/ч. Чтобы снизить мощные звуковые волны и давление, возникающее при этом, специалисты разработали особую звукоизоляционную «прослойку» длиной 100 метров — она устанавливается на выходе тоннеля и почти полностью подавляет эффект, известный как «тоннельный взрыв».

Когда любой скоростной поезд входит в замкнутое пространство, он сжимает воздух перед собой, как поршень. Этот сжатый воздух вырывается наружу на выходе, создавая резкий хлопок — эффект, сравнимый с миниатюрным раскатом грома. Проблема становится особенно острой при очень высоких скоростях: если для обычного «пулевого» поезда на 350 км/ч тоннельный взрыв может возникнуть только в тоннеле длиной около 6 км, то при 600 км/ч этого достаточно уже на участке в 2 км.

Китайские исследователи решили проблему с помощью лёгкой пористой конструкции, установленной на выходе из тоннеля. К ней добавили специальное покрытие на начальном участке тоннельной стены. Вместе они работают по принципу глушителя: часть воздуха «просачивается» наружу, снижая резкий перепад давления. По результатам испытаний конструкция снижает силу ударной волны на 96% — до почти незаметного уровня — и при этом не требует существенного усложнения строительства.

Это решение может стать важным шагом на пути к полноценному внедрению магнитопланов нового поколения. В отличие от обычных поездов, ограниченных износом колёс и рельсов, поезда на магнитной подушке движутся без трения, что позволяет развивать гораздо более высокую скорость. Но с ростом скорости усиливаются и аэродинамические эффекты — в том числе тоннельные удары, которые до сих пор оставались серьёзным препятствием.

Новая звукоизоляционная система будет применена в последнем прототипе маглева, созданном Китайской государственной корпорацией железнодорожного транспорта (CRRC). Эта модель была представлена в 2021 году и рассчитана на постоянную эксплуатацию на скорости 600 км/ч.

Сегодня в Китае работает только одна маглев-линия — скоростной маршрут из Шанхайского аэропорта, построенный в 2004 году на немецкой технологии Transrapid. Он разгоняется до 460 км/ч, но обслуживает всего 30 км пути. Остальные проекты были на годы отложены на фоне бурного развития обычной высокоскоростной сети, которая уже достигла почти 48 тысяч километров.

Теперь интерес к магнитопланам возвращается. Представители отрасли считают, что поезд со скоростью 600 км/ч и бесшумной электромагнитной тягой может составить конкуренцию внутренним авиаперелётам — особенно на таких популярных маршрутах, как Пекин–Шанхай. Поездка займёт около 2,5 часов — примерно как авиаперелёт «от двери до двери», но будет стоить вдвое дешевле, выделять в семь раз меньше CO₂ и позволит разгрузить перегруженные аэропорты.

Официальных решений о строительстве маршрутов пока нет, но региональные власти активно продвигают идею пилотных линий.

Китай — не единственная страна, вкладывающаяся в технологии магнитной левитации. Япония строит линию Chuo Shinkansen между Токио и Осакой, где поезда будут двигаться со скоростью до 505 км/ч, сокращая время в пути с 2,5 часов до чуть более часа. В Южной Корее уже работают два небольших маршрута на магнитной подушке. А вот в США маглев-проект на Восточном побережье был недавно фактически закрыт : Министерство транспорта аннулировало федеральное финансирование после почти десятилетия неудачного планирования, протестов местных жителей и резкого роста затрат.

На фоне этого именно китайская разработка — 100-метровая буферная зона на выходе из тоннеля — выглядит как одно из немногих реальных решений, приближающих маглевы к коммерческому будущему. Если крупные испытания подтвердят заявленные 96% снижения ударной волны, можно будет говорить о преодолении одного из последних технических барьеров между экспериментальными образцами и новой эрой сухопутных путешествий — быстрее, чем на рельсах, и экологичнее, чем на самолётах.

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

Configure browser push notifications

Chrome (Android)
  1. Tap the lock icon next to the address bar.
  2. Tap Permissions → Notifications.
  3. Adjust your preference.
Chrome (Desktop)
  1. Click the padlock icon in the address bar.
  2. Select Site settings.
  3. Find Notifications and adjust your preference.