Перейти к содержанию
View in the app

A better way to browse. Learn more.

Больше чем юмор, сильнее чем смех!

A full-screen app on your home screen with push notifications, badges and more.

To install this app on iOS and iPadOS
  1. Tap the Share icon in Safari
  2. Scroll the menu and tap Add to Home Screen.
  3. Tap Add in the top-right corner.
To install this app on Android
  1. Tap the 3-dot menu (⋮) in the top-right corner of the browser.
  2. Tap Add to Home screen or Install app.
  3. Confirm by tapping Install.

167540194127064710.png

ПМЗ А-750 - можно перепутать с Харлей-Девидсон Флетхэд

Почему у советских тяжелых мотоциклов стоит оппозитный двигатель, а не V-образный?

- V-образный двигатель больше спрятан в раму, не увеличивает боковые габариты байка.

- При падении набок будет меньше повреждения головы цилиндра и карбюратора

- Выглядит более эстетично и стал культовым мотором. Американские маркетологи "Харлей-Девидсон" не зря едят свой хлеб.

В СССР об этом не думали, тяжелый мотоцикл планировали использовался в армии только с коляской. Со временем мотоциклы попали в гражданское использование и принимали участие в мотогонках.

1675401942216490850.jpg

Перекур перед стартом

16754019412872459.webp

Серия почтовых марок "История отечественного мотоцикла"

 

В СССР были не только тяжелые мотоциклы Урал и Днепр!

"Швейная машинка Сталина"

Растущая Страна советов нуждалась в технике для промышленности, сельского хозяйства и обороны. Для мобильности пехоты РККА требовался тяжелый мотоцикл высокой проходимости.

В 1933 году на Опытном мотоциклетном заводе имени Автодора, который расположен в городе Ижевск, была собрана первая партия из четырех тяжелых мотоциклов.

Решение об организации серийного выпуска на Подольском механическом заводе было принято после испытания на армейском полигоне и организованного пробега. Проводился пробег из города Ижевск, через Сарапул, Горький с конечной точкой в Москве.

1675401942270015868.jpg
Сборка мотоцикла ПМЗ А-750

Серийное производство тяжелого мотоцикла ПМЗ А-750 началось в 1934 году. До национализации в 1918 году, предприятие принадлежало компании "Зингер" и выпускало швейные машинки.

Почему единственный V-twin мотоцикл СССР не стал культовым Транспорт, Техника, Мотоциклисты, Гифка, Мото, Длиннопост, СССР

1675401942274827616.jpg

Предприятие "Зингер"

В 1939 году производство ПМЗ А-750 было остановлено из за ненадежности и опасности мотоцикла. Красная армия отозвала с вооружения технику по трем основным причинам:

Не сбалансированный двигатель

Нестабильность регулятора опережения зажигания - мотоцикл было трудно запустить.

Высокая прогрессирующая вибрация переднего колеса, что приводило к переворачиванию мотоцикла. Это связано с рессорной подвеской колеса, как и на вилках типа "спрингер", которые имеют некоторую "желейность".

Так же отмечали тугое переключение коробки передач и высокую стоимость мотоцикла.

На замену ПМЗ А-750 в ряды РККА поступил Ирбит М-72, выпуск которого начался в 1941 году на Московском мотоциклетном заводе.

1675401943219261436.jpg
РККА на ПМЗ А-750

Всего Подольский механический завод выпустил 4636 экземпляров мотоцикла. Из за малого количества выпущенной техники в СССР, мотоцикл является желанной моделью для коллекционеров.

БМВ им. Харлей-Девидсона

1675401943256229422.jpg
Можаров П. В. и ПМЗ А-750

Разработку тяжелого двухцилиндрового мотоцикла вела группа инженеров под руководством Петра Владимировича Можарова - конструктора первых мотоциклов ИЖ.

ПМЗ А-750 можно назвать "сборной солянкой". За основу рамы взяли образец от немецкого БМВ, а аналог двигателя - от американской компании Харлей-Девидсон.

1675401943285372596.jpg
Рисунок мотоцикла

Передняя вилка на ПМЗ была рессорная - интересное решение, раньше такого исполнения амортизации переднего колеса я не встречал. В это же время Харлей-Девидсон использовали вилки спрингер

1675408044166853233.jpg
Harley-Davidson VLH Flathead 1936

1675401944254817052.jpg
Передняя часть мотоцикла c рессорной подвеской. Интересный пример для любителей кастома.

Так как рама была жесткая и не имела задних амортизаторов, для комфорта водителя и пассажира, сидения выполнили с пружинной амортизацией.

1675401944289357316.jpg
Задняя часть мотоцикла

Дуплексная хардтейл рама, как и перья передней вилки, были выполнены в духе немецкой школы мотостроения - из штампованных профилей.

Решение было принято основываясь на знаниях, которые Можаров получил в Германии. Осенью 1927 года он отправился в командировку для изучения иностранного опыта. За два месяца он посетил 8 заводов по производству мотоциклов.

1675401945226448855.jpg
Сборка мотоцикла BMW R32 в Германии

Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель был с замкнутой циркулярной системой смазки от Индиан и схема четырех кулачков привода клапанов с шестеренчатой моторной передачей от Харлей. Двигатель объемом 750 кубов выдавал 15-17 лошадиные силы. Для мотогонок мотор форсировали до 24 лошадиных сил.

1675401945269875145.jpg
Сравнение двигателя от ПМЗ А-750 и WLA 42 от Харли-Девидсон.

Трехступенчатая коробка передач размещалась сверху двигателя. Имела ручной рычаг переключения с левой стороны мотоцикла.

1675401945288836998.jpg
Рычаг переключения передач видно у колена водителя

Обратите внимание на то, как реализовали стояночный тормоз на мотоцикле. Педаль тормоза в нажатом положении фиксируется зубчатой рейкой.

1675401946234358470.jpg
Педаль тормоза фиксируется зубчатой рейкой.

Мечта коллекционера и боль кастом-мастера.

Модель редкая, с донорами возникнут проблемы, поэтому надо аккуратно подходить к такому вопросу. Резать и переваривать мотоцикл просто жалко.

1675401946263897008.jpg
В отреставрированном виде

Даже в стоке байк выглядит крутешим боббером. Чего только стоит вид выхлопных труб! А если его покрасить в ретро раскраску, убрать или подрезать крылья, поставить колеса меньшего радиуса с большим количеством спиц - 1 место на выставке ваше!

Киногерой рассказа

В Советском союзе любили демонстрировать достижение народного хозяйства и промышленности в кино. Красавец ПМЗ А-750 не стал исключением. Для своего времени он был передовой: имел генератор постоянного тока, аккумулятор и замок зажигания.

1675401946288293925.jpg
Хорошо поработал - хорошо отдохнул

Мотоцикл появляется в музыкальном фильме "Трактористы", который снял Иван Пырьев. Главная героиня Марьяна падает с мотоцикла и на помощь к ней приходит танкист-ударник Клим.

1675401947246445844.webp
Мечта любого мужчины.... ударница на ПМЗ А-750!

Он с легкостью поднимает мотоцикл и заводит его. Усаживает девушку назад и увозит ее в закат на мотоцикле, как и следует сделать каждому главному положительному герою кинофильма.

1675401947259471038.jpg
Клим и Марьяна на мотоцикле.

Жаль, что мотоцикл выпускался короткий срок и его производство прекратилось. Не было принято попыток улучшить двигатель, исправить технические проблемы и дать дальнейшее развитие техники.

Возможно появились бы разные модели "Ижевский Можаров", которые стали бы культовыми в советском и мировом кино.

1675401947287629958.jpg
Главное, что мы имеем чудесный байк в архиве инженерной мысли советской мототехники.

0 Комментариев

Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

Configure browser push notifications

Chrome (Android)
  1. Tap the lock icon next to the address bar.
  2. Tap Permissions → Notifications.
  3. Adjust your preference.
Chrome (Desktop)
  1. Click the padlock icon in the address bar.
  2. Select Site settings.
  3. Find Notifications and adjust your preference.