Перейти к содержанию
Больше чем юмор, сильнее чем смех!

Почему единственный V-twin мотоцикл СССР не стал культовым


167540194127064710.png

ПМЗ А-750 - можно перепутать с Харлей-Девидсон Флетхэд

Почему у советских тяжелых мотоциклов стоит оппозитный двигатель, а не V-образный?

- V-образный двигатель больше спрятан в раму, не увеличивает боковые габариты байка.

- При падении набок будет меньше повреждения головы цилиндра и карбюратора

- Выглядит более эстетично и стал культовым мотором. Американские маркетологи "Харлей-Девидсон" не зря едят свой хлеб.

В СССР об этом не думали, тяжелый мотоцикл планировали использовался в армии только с коляской. Со временем мотоциклы попали в гражданское использование и принимали участие в мотогонках.

1675401942216490850.jpg

Перекур перед стартом

16754019412872459.webp

Серия почтовых марок "История отечественного мотоцикла"

 

В СССР были не только тяжелые мотоциклы Урал и Днепр!

"Швейная машинка Сталина"

Растущая Страна советов нуждалась в технике для промышленности, сельского хозяйства и обороны. Для мобильности пехоты РККА требовался тяжелый мотоцикл высокой проходимости.

В 1933 году на Опытном мотоциклетном заводе имени Автодора, который расположен в городе Ижевск, была собрана первая партия из четырех тяжелых мотоциклов.

Решение об организации серийного выпуска на Подольском механическом заводе было принято после испытания на армейском полигоне и организованного пробега. Проводился пробег из города Ижевск, через Сарапул, Горький с конечной точкой в Москве.

1675401942270015868.jpg
Сборка мотоцикла ПМЗ А-750

Серийное производство тяжелого мотоцикла ПМЗ А-750 началось в 1934 году. До национализации в 1918 году, предприятие принадлежало компании "Зингер" и выпускало швейные машинки.

Почему единственный V-twin мотоцикл СССР не стал культовым Транспорт, Техника, Мотоциклисты, Гифка, Мото, Длиннопост, СССР

1675401942274827616.jpg

Предприятие "Зингер"

В 1939 году производство ПМЗ А-750 было остановлено из за ненадежности и опасности мотоцикла. Красная армия отозвала с вооружения технику по трем основным причинам:

Не сбалансированный двигатель

Нестабильность регулятора опережения зажигания - мотоцикл было трудно запустить.

Высокая прогрессирующая вибрация переднего колеса, что приводило к переворачиванию мотоцикла. Это связано с рессорной подвеской колеса, как и на вилках типа "спрингер", которые имеют некоторую "желейность".

Так же отмечали тугое переключение коробки передач и высокую стоимость мотоцикла.

На замену ПМЗ А-750 в ряды РККА поступил Ирбит М-72, выпуск которого начался в 1941 году на Московском мотоциклетном заводе.

1675401943219261436.jpg
РККА на ПМЗ А-750

Всего Подольский механический завод выпустил 4636 экземпляров мотоцикла. Из за малого количества выпущенной техники в СССР, мотоцикл является желанной моделью для коллекционеров.

БМВ им. Харлей-Девидсона

1675401943256229422.jpg
Можаров П. В. и ПМЗ А-750

Разработку тяжелого двухцилиндрового мотоцикла вела группа инженеров под руководством Петра Владимировича Можарова - конструктора первых мотоциклов ИЖ.

ПМЗ А-750 можно назвать "сборной солянкой". За основу рамы взяли образец от немецкого БМВ, а аналог двигателя - от американской компании Харлей-Девидсон.

1675401943285372596.jpg
Рисунок мотоцикла

Передняя вилка на ПМЗ была рессорная - интересное решение, раньше такого исполнения амортизации переднего колеса я не встречал. В это же время Харлей-Девидсон использовали вилки спрингер

1675408044166853233.jpg
Harley-Davidson VLH Flathead 1936

1675401944254817052.jpg
Передняя часть мотоцикла c рессорной подвеской. Интересный пример для любителей кастома.

Так как рама была жесткая и не имела задних амортизаторов, для комфорта водителя и пассажира, сидения выполнили с пружинной амортизацией.

1675401944289357316.jpg
Задняя часть мотоцикла

Дуплексная хардтейл рама, как и перья передней вилки, были выполнены в духе немецкой школы мотостроения - из штампованных профилей.

Решение было принято основываясь на знаниях, которые Можаров получил в Германии. Осенью 1927 года он отправился в командировку для изучения иностранного опыта. За два месяца он посетил 8 заводов по производству мотоциклов.

1675401945226448855.jpg
Сборка мотоцикла BMW R32 в Германии

Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель был с замкнутой циркулярной системой смазки от Индиан и схема четырех кулачков привода клапанов с шестеренчатой моторной передачей от Харлей. Двигатель объемом 750 кубов выдавал 15-17 лошадиные силы. Для мотогонок мотор форсировали до 24 лошадиных сил.

1675401945269875145.jpg
Сравнение двигателя от ПМЗ А-750 и WLA 42 от Харли-Девидсон.

Трехступенчатая коробка передач размещалась сверху двигателя. Имела ручной рычаг переключения с левой стороны мотоцикла.

1675401945288836998.jpg
Рычаг переключения передач видно у колена водителя

Обратите внимание на то, как реализовали стояночный тормоз на мотоцикле. Педаль тормоза в нажатом положении фиксируется зубчатой рейкой.

1675401946234358470.jpg
Педаль тормоза фиксируется зубчатой рейкой.

Мечта коллекционера и боль кастом-мастера.

Модель редкая, с донорами возникнут проблемы, поэтому надо аккуратно подходить к такому вопросу. Резать и переваривать мотоцикл просто жалко.

1675401946263897008.jpg
В отреставрированном виде

Даже в стоке байк выглядит крутешим боббером. Чего только стоит вид выхлопных труб! А если его покрасить в ретро раскраску, убрать или подрезать крылья, поставить колеса меньшего радиуса с большим количеством спиц - 1 место на выставке ваше!

Киногерой рассказа

В Советском союзе любили демонстрировать достижение народного хозяйства и промышленности в кино. Красавец ПМЗ А-750 не стал исключением. Для своего времени он был передовой: имел генератор постоянного тока, аккумулятор и замок зажигания.

1675401946288293925.jpg
Хорошо поработал - хорошо отдохнул

Мотоцикл появляется в музыкальном фильме "Трактористы", который снял Иван Пырьев. Главная героиня Марьяна падает с мотоцикла и на помощь к ней приходит танкист-ударник Клим.

1675401947246445844.webp
Мечта любого мужчины.... ударница на ПМЗ А-750!

Он с легкостью поднимает мотоцикл и заводит его. Усаживает девушку назад и увозит ее в закат на мотоцикле, как и следует сделать каждому главному положительному герою кинофильма.

1675401947259471038.jpg
Клим и Марьяна на мотоцикле.

Жаль, что мотоцикл выпускался короткий срок и его производство прекратилось. Не было принято попыток улучшить двигатель, исправить технические проблемы и дать дальнейшее развитие техники.

Возможно появились бы разные модели "Ижевский Можаров", которые стали бы культовыми в советском и мировом кино.

1675401947287629958.jpg
Главное, что мы имеем чудесный байк в архиве инженерной мысли советской мототехники.

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...