ПМЗ А-750 - можно перепутать с Харлей-Девидсон Флетхэд
Почему у советских тяжелых мотоциклов стоит оппозитный двигатель, а не V-образный?
- V-образный двигатель больше спрятан в раму, не увеличивает боковые габариты байка.
- При падении набок будет меньше повреждения головы цилиндра и карбюратора
- Выглядит более эстетично и стал культовым мотором. Американские маркетологи "Харлей-Девидсон" не зря едят свой хлеб.
В СССР об этом не думали, тяжелый мотоцикл планировали использовался в армии только с коляской. Со временем мотоциклы попали в гражданское использование и принимали участие в мотогонках.
Перекур перед стартом
Серия почтовых марок "История отечественного мотоцикла"
В СССР были не только тяжелые мотоциклы Урал и Днепр!
"Швейная машинка Сталина"
Растущая Страна советов нуждалась в технике для промышленности, сельского хозяйства и обороны. Для мобильности пехоты РККА требовался тяжелый мотоцикл высокой проходимости.
В 1933 году на Опытном мотоциклетном заводе имени Автодора, который расположен в городе Ижевск, была собрана первая партия из четырех тяжелых мотоциклов.
Решение об организации серийного выпуска на Подольском механическом заводе было принято после испытания на армейском полигоне и организованного пробега. Проводился пробег из города Ижевск, через Сарапул, Горький с конечной точкой в Москве.
Сборка мотоцикла ПМЗ А-750
Серийное производство тяжелого мотоцикла ПМЗ А-750 началось в 1934 году. До национализации в 1918 году, предприятие принадлежало компании "Зингер" и выпускало швейные машинки.
Почему единственный V-twin мотоцикл СССР не стал культовым Транспорт, Техника, Мотоциклисты, Гифка, Мото, Длиннопост, СССР
Предприятие "Зингер"
В 1939 году производство ПМЗ А-750 было остановлено из за ненадежности и опасности мотоцикла. Красная армия отозвала с вооружения технику по трем основным причинам:
Не сбалансированный двигатель
Нестабильность регулятора опережения зажигания - мотоцикл было трудно запустить.
Высокая прогрессирующая вибрация переднего колеса, что приводило к переворачиванию мотоцикла. Это связано с рессорной подвеской колеса, как и на вилках типа "спрингер", которые имеют некоторую "желейность".
Так же отмечали тугое переключение коробки передач и высокую стоимость мотоцикла.
На замену ПМЗ А-750 в ряды РККА поступил Ирбит М-72, выпуск которого начался в 1941 году на Московском мотоциклетном заводе.
РККА на ПМЗ А-750
Всего Подольский механический завод выпустил 4636 экземпляров мотоцикла. Из за малого количества выпущенной техники в СССР, мотоцикл является желанной моделью для коллекционеров.
БМВ им. Харлей-Девидсона
Можаров П. В. и ПМЗ А-750
Разработку тяжелого двухцилиндрового мотоцикла вела группа инженеров под руководством Петра Владимировича Можарова - конструктора первых мотоциклов ИЖ.
ПМЗ А-750 можно назвать "сборной солянкой". За основу рамы взяли образец от немецкого БМВ, а аналог двигателя - от американской компании Харлей-Девидсон.
Рисунок мотоцикла
Передняя вилка на ПМЗ была рессорная - интересное решение, раньше такого исполнения амортизации переднего колеса я не встречал. В это же время Харлей-Девидсон использовали вилки спрингер
Harley-Davidson VLH Flathead 1936
Передняя часть мотоцикла c рессорной подвеской. Интересный пример для любителей кастома.
Так как рама была жесткая и не имела задних амортизаторов, для комфорта водителя и пассажира, сидения выполнили с пружинной амортизацией.
Задняя часть мотоцикла
Дуплексная хардтейл рама, как и перья передней вилки, были выполнены в духе немецкой школы мотостроения - из штампованных профилей.
Решение было принято основываясь на знаниях, которые Можаров получил в Германии. Осенью 1927 года он отправился в командировку для изучения иностранного опыта. За два месяца он посетил 8 заводов по производству мотоциклов.
Сборка мотоцикла BMW R32 в Германии
Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель был с замкнутой циркулярной системой смазки от Индиан и схема четырех кулачков привода клапанов с шестеренчатой моторной передачей от Харлей. Двигатель объемом 750 кубов выдавал 15-17 лошадиные силы. Для мотогонок мотор форсировали до 24 лошадиных сил.
Сравнение двигателя от ПМЗ А-750 и WLA 42 от Харли-Девидсон.
Трехступенчатая коробка передач размещалась сверху двигателя. Имела ручной рычаг переключения с левой стороны мотоцикла.
Рычаг переключения передач видно у колена водителя
Обратите внимание на то, как реализовали стояночный тормоз на мотоцикле. Педаль тормоза в нажатом положении фиксируется зубчатой рейкой.
Педаль тормоза фиксируется зубчатой рейкой.
Мечта коллекционера и боль кастом-мастера.
Модель редкая, с донорами возникнут проблемы, поэтому надо аккуратно подходить к такому вопросу. Резать и переваривать мотоцикл просто жалко.
Даже в стоке байк выглядит крутешим боббером. Чего только стоит вид выхлопных труб! А если его покрасить в ретро раскраску, убрать или подрезать крылья, поставить колеса меньшего радиуса с большим количеством спиц - 1 место на выставке ваше!
Киногерой рассказа
В Советском союзе любили демонстрировать достижение народного хозяйства и промышленности в кино. Красавец ПМЗ А-750 не стал исключением. Для своего времени он был передовой: имел генератор постоянного тока, аккумулятор и замок зажигания.
Хорошо поработал - хорошо отдохнул
Мотоцикл появляется в музыкальном фильме "Трактористы", который снял Иван Пырьев. Главная героиня Марьяна падает с мотоцикла и на помощь к ней приходит танкист-ударник Клим.
Мечта любого мужчины.... ударница на ПМЗ А-750!
Он с легкостью поднимает мотоцикл и заводит его. Усаживает девушку назад и увозит ее в закат на мотоцикле, как и следует сделать каждому главному положительному герою кинофильма.
Жаль, что мотоцикл выпускался короткий срок и его производство прекратилось. Не было принято попыток улучшить двигатель, исправить технические проблемы и дать дальнейшее развитие техники.
Возможно появились бы разные модели "Ижевский Можаров", которые стали бы культовыми в советском и мировом кино.
Главное, что мы имеем чудесный байк в архиве инженерной мысли советской мототехники.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет