Паула Регу (Paula Rego)
«Паула Регу (Paula Rego) всегда была бунтаркой. С одной стороны, она могла себе это позволить, с другой – далеко не все девочки из обеспеченных семей выбирают путь нонконформизма.
Португалка, большую часть жизни прожившая в Великобритании и удостоенная за достижения в искусстве титула Dame (он был присвоен всего двум художницам), родилась в 1935 году. В 1933-м Антониу Салазар, новый премьер-министр страны, провозгласил три базовые ценности португальского общества: бог, родина, семья. Диктатор очень подозрительно относился к иностранным инвестициям, полагая, что экономика Португалии должна развиваться своими силами — дескать, пускай португальцы бедные и неграмотные, но зато гордые от осознания величия древней Португальской империи. Еще в конце 1950-х годов примерно 40 процентов португальцев были неграмотными, а среди представительниц прекрасного пола почти 70 процентов не умели читать и писать.
Паула Регу к ним не относилась. Ее дедушка был основателем процветающей электротехнической компании и одним из основателей футбольного клуба Benfica (1904). Футбол, как все знают, – игра английская, нетрудно предположить, что и дедушка, и родители уроженки приморского городка Эшторил (Estoril) были англофилами. И бабушка тоже. В детские годы Паулы она была главным человеком в жизни девочки, потому что отец-инженер по делам бизнеса почти все время находился в Великобритании, конечно, вместе с женой.
Паула очень рано начала рисовать, и под влиянием прогрессивной бабушки рано поняла, что одной из отличительных черт режима Салазара было женоненавистничество. Сохранившаяся картина пятнадцатилетней художницы “Допрос” изображает сидящую женщину, которая в окружении нескольких угрожающих мужских фигур, видимых только ниже пояса, в отчаянии хватается за голову.
Когда же Пауле исполнилось семнадцать, ее либеральный отец дал ей совет: “Уезжай из Португалии. Это страна не для женщины”. Уговаривать девушку не пришлось, и она стала студенткой Slade School of Fine Art, тогда лучшего учебного заведения Великобритании в сфере искусства и дизайна. Здесь португальская студентка познакомилась со своим будущим мужем Виктором Уиллингом (Victor Willing). Правда, на момент знакомства молодых людей Виктор уже состоял в браке, и когда Паула забеременела, любовник заставил ее сделать аборт, угрожая, что в противном случае их отношения прекратятся.
Потом последовало еще несколько абортов, но, однажды, решив оставить ребенка, молодая женщина уехала в Португалию. После рождения сына Виктор наконец-то развелся, и семья художников обосновалась в Лондоне. Благо, семья Паулы могла обеспечить им вполне достойное существование.
Нельзя сказать, что артистическая карьера португалки сразу же пошла в гору. Ее первая персональная выставка прошла на родине в 1965 году, а в Лондоне в Air Gallery – только в 1981-м. Но уже к концу 1980-х, критики называли Паулу Регу, наряду с Дэвидом Хокни, одной из самых выдающихся современных британских художников. В 2015 году ее картина “Cadet and his sister” была продана на Sotheby’s в Лондоне за 1,1 миллиона фунтов стерлингов ($1,6 млн.).
А еще художницу всегда принято было считать представительницей феминизма в искусстве. Правда, феминизма, тяготеющего к португальским народным мотивам. Сопричастность не только к традициям, но и к проблемам родины очень характерны для творчества Паулы Регу. Одна из наиболее часто цитируемых картин британской португалки – “Салазара тошнит на родину” (1960), а серия картин “Аборты”, созданная в 1990-х, стала ответом на неудавшийся референдум по легализации абортов в Португалии.
Стиль живописи художницы во многом иллюстративный, даже немного карикатурный, родственный Люсьену Фрейду, но с сильным оттенком влияния страшных сказок. Паула Регу так охарактеризовала свое творчество: “Мои картины — это истории, но они не повествования, поскольку в них нет ни прошлого, ни будущего”.
Этим летом художницы не стало. У не стало меньше проблем у мира, которые Паула Регу обозначала в своих картинах. Но у него должно быть будущее, чтобы появлялись новые художники с новыми историями, которые своей искренностью смогут сделать мир, если не лучше, то чище.»
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет