Перейти к содержанию
Больше чем юмор, сильнее чем смех!

История Москвы


Рекомендуемые сообщения

Справа на ближнем плане – храм Святых отцов седьмого Вселенского собора (построен в 1830-х, разрушен в 1937-м): на его месте сейчас 12-этажный жилой дом 53/55 с театром Камбуровой. На Большой Царицынской видны рельсы конно-железной дороги; здесь курсировали №15 до Ильинских ворот и №16 до Москворецкого моста. На левой стороне улицы – клинический городок (ныне Медицинская академия), причем корпус акушерства и гинекологии предстает в первоначальном двухэтажном виде, без позднейших (конца 1930-х гг.) надстроек. На углу нынешнего Абрикосовского переулка и Погодинской улицы стоит обратить внимание на 3-этажное здание: в 1980-х гг. его наполовину накрыли многоэтажным кардиохирургическим центром. Видны на фото и оба клинических храма – св. Михаила Архангела вдали, на Плющихе, и деревянная часовня св. Дмитрия Прилуцкого (в византийском стиле) вблизи, у патологоанатомического корпуса. Вдали, у пересечения Зубовской улицы с Садовым кольцом, видна церковь Знамения в Зубове (конец ХVII века; варварски снесена в 1929-м). На месте красивых деревянных коттеджей в центре кадра ныне построен новый многоэтажный корпус клиники. Слева видна усадьба историка М.П.Погодина с прилегающим садом и «древлехранилищем» (где-то слева, за ней – небольшая Саввинская церковь, снесенная в 1931-м), еще дальше – трубы шелковой мануфактуры Гюбнера (после 1919 г. – фабрика им. Свердлова). У самого горизонта – Кремль, Сухарева башня, храм Христа Спасителя…

Из комментариев: "То трехэтажное, что потом накрыли кардиохирургией, называлось в 50-60е "Большой служебный" /корпус/. Это было общежитие сотрудников 1 Меда: санитарок, хирургов, грузчиков... Грузчики и мужья санитарок играли во дворе (что на фото справа от здания) в домино на дощатой столешнице, установленной на вкопанных в землю столбах, и прихлебывали из молочных бидончиков разливное пиво, купленное в ларьке при Усачевских банях, а женщины присматривали в окошки, чтобы на столе не появилось что-нибудь покрепче. Мужики были в майках и в наколках - кто после армии, а кто после лагеря.

Еще на подоконниках стояли тарелки радиорепродукторов из плотной черной бумаги. Однажды во всех тарелках зарокотало: "Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза..."

"Войнааа!!" - заголосили бабы. Но Левитан сообщил о благополучном приземлении первого советского космонавта.

А хирурги - будущие профессора и завкафедрами - приносили на огромную плит на двадцать общую кухню человеческие пальцы и уши, которые приносили из морга по своей молодой безбашенности. Они засовывали эти запчасти в свои спичечные коробки (там у каждого на кухне лежал свой спичечный коробок), и по визгу на кухне понимали, что кто-то попробовал скрысятничать ихнюю спичку.

И вот благодаря этим ребятам-хирургам и санитарам морга, подрабатывавшим грузчиками на Усачевском рынке и в магазине "Каучук" у нас никогда не было проблем с усачевской шпаной: достаточно было просто сказать "я с Большого служебного"..."

post-1-1225622271.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 1,2 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Москва 1912 год. Открытка из набора, посвященного 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Подпись: " Высочайший выезд Государя Императора с Августейшей семьей из Кремля. (Бородинские торжества)".

100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года - одно из значимых российских событий начала XX века. Празднество должно было носить характер общенародного торжества с привлечением к участию в нем обширных слоев населения и подготовка к нему в Москве (и в других городах) особенно активно проводилась не только государственными учреждениями, но и общественными организациями.

На фотографии царский кортеж проезжает через Воскресенские ворота Китай-города (Иверские ворота). 28(?) августа 1912 года.

post-1-1225622852.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трофейное метро Москвы

post-1-1225809538.jpg

Мало кто, наверное, знает, что один из самых востребованных видов городского транспорта – метрополитен – был в свое время частично трофейным. Не весь, конечно, а его подвижной состав.

«Плюшевый канат» — довольно распространенная деталь, когда надо что-то от людей отгородить, но сделать это элегантно, экспозицию, подиум или что-то в этом роде, обносят толстыми и мягкими шнурами-«колбаскми» на металлических стойках. Сооружения эти вполне невинные, обывательские, и вряд ли могут хранить какую-то тайну.

В московском метро, особенно в советские времена, употреблялось много плюшевых канатов — для ограждения входа на эскалатор, когда он «отдыхал». Тогда еще было не принято пускать людей на неработающий эскалатор, предоставляя им свободу выбора – ехать в тесноте или бежать в свободном пространстве. Такой выбор – черта последних лет, когда свободы стало больше, а в метро на многих направлениях – стало теснее.

post-1-1225809559.jpg

Между тем, «уютные» плюшевые канаты бордово-фиолетового цвета, памятные многим, имели свою предысторию. Это были «остатки» трофейных вагонов берлинского метро, работавших в Москве после войны. Бордово-фиолетовый плюш обтягивал когда-то сиденья немецкой техники.

Побежденные, поделитесь!

Взятие трофеев было делом естественным. Московское метро работало и в войну. Но тогда город существовал как бы «в сокращенном режиме»: массы москвичей были эвакуированы. И четырехвагонные составы кое-как справлялись с движением, тем более что сетовать на неудобства не приходилось. С победой столичное население резко возросло.

Кроме того, за время войны было построено 13 км новой «зеленой» линии. Нехватка вагонов перешла всякие терпимые рамки. А Мытищинский завод – «кормилец» метро — был занят военным производством и сразу перестроиться не мог.

Тогда-то и было принято решение: взять у немцев. Берлинское метро старше московского, оно прошло свой период «набивания шишек» и имело несколько типов вагонов. Более новые вагоны, что строились с середины 20-х годов, были на 40 сантиметров шире своих предшественников. Но и «широкий» вагон прошел несколько стадий развития: первые вагоны образца 1924 года берлинцы окрестили «туннельной совой»: у них были овальные ветровые стекла, что выглядело довольно экзотично. Впрочем, «сову» на производстве быстро заменили более типичной моделью.

post-1-1225809584.jpg

Советские инженеры решили взять наиболее новые вагоны типа С. Таковых в Берлине имелось 168 штук (еще три вагона были уничтожены при бомбежках). Остановились на числе 120. Естественно, немецкие «отцы города» были не в восторге: за войну всего-то три вагончика потеряли, а тут – львиную долю отдавай победителю. Немчура пыталась качать права, заявляя, что вагоны метро – собственность берлинского муниципалитета и по установленным самими же победителями правилам реквизиции не подлежат.

Но – «горе побежденным» — в СССР метро относилось к НКПС, а вагоны приравнивались к железнодорожному подвижному составу, который под реквизиции и репарации очень даже попадал. На том и порешили.

А немцам оставили старых «туннельных сов», да еще более старые «узкие» вагончики, к которым для эксплуатации на «широких» линиях приделывались специальные подножки.

Линкруст и кожа

Вывоз трофейных вагонов начался 30 октября 1945 года. Прямо по уличному асфальту проложили временный путь от метро до железной дороги. Сначала вагоны ехали за паровозами сплотками на своих колесах по европейской колее. На литовской станции Радвилишкис вагоны ставили на открытые платформы и везли уже по советской колее до Москвы. Закончилась операция в мае 1946-го.

Так же, по распоряжению маршала Жукова, был отправлен железнодорожный штабной вагон фюрера. К сожалению, по дороге его богатое имущество полностью разграбили, и в Москву салон-вагон прибыл в совершенно непотребном виде, так что его пришлось списать. Кто-то потом сочинил легенду о том, что у Гитлера якобы был специальный вагон метро.

Разграбили по пути и часть метровагонов, хотя там лишних вещей особо не было. Однако отделка берлинского подвижного состава от московской отличалась довольно существенно.

Вот что пишет историк Павел Пузанов, сохранивший для современного читателя данную эпопею, в книге «Вагоны метро типа В»: «Внутренняя отделка вагонов представляла собой обшивку из светлых пород дерева (березы или вяза), пол, покрытый коричневым линолеумом, и окрашенный белой краской потолок… Кроме того, имелось по одному откидному месту на задней торцевой двери… В сложенном положении стенка кабины закрывала только место машиниста, позволяя использовать освободившуюся часть кабины как площадку для стоящих пассажиров».

post-1-1225809620.jpg

Конечно, какие-то составы лучше охранялись в пути, они и довезли до Москвы свои «светлые породы дерева» и «латунные светильники красивой формы с абажурами из матового стекла». А другие… увы!

Для новой жизни вагоны были переоборудованы достаточно радикально. Часть пассажирских вагонов имела плюшевые сиденья (а другая часть – видимо, все-таки кожаные, судя по сохранившимся фотографиям). Так вот, «весь плюшевый материал с сидений вагонов, — пишет П. Пузанов, — приказом начальника метрополитена передавался в распоряжение службы движения для пошива шнуров ограждения недействующих эскалаторов, резервных проемов контрольных пунктов и других мест ограничения доступа пассажиров».

Это не означало плебейского удешевления: в те времена в московском метро все сиденья делались из натуральной кожи, об этом специально распорядился один из «отцов» советского метро и приближенный Сталина Лазарь Каганович. Кожей обтянули и трофейные сиденья. А стены салонов оклеили линкрустом – специальной прочной вощеной бумагой с рельефными рисунками, что, по сравнению с березой и вязом, было некоторым понижением в классе.

Убрали от греха подальше всякие «откидушки» в торце салона и гибкие стенки кабин. В советском метро машинист был огражден от толпы жестко. И если в берлинском метро двери только закрывались автоматически, а открывали их сами пассажиры, дергая за специальные ручки, то теперь «дверные цилиндры двустороннего действия» автоматизировали процесс полностью.

post-1-1225809650.jpg

Изменения в моторной и экипажной части перечислять здесь нет никакой возможности. Все колесные тележки были переклепаны в Мытищах и прямо в Москве и расширены на 11 сантиметров, кузова повышены на 20 сантиметров, чтобы доставать до московских платформ. Новые оси из легированной стали делали в Горьком на «Красном Сормове». «Оси меняли, потому что европейские короче, — рассказал Павел Пузанов корреспонденту «Росбалта». – Колесные центры со спицами оставили «родные» немецкие, а бандажи на них напрессовывались уже наши. Родные бандажи к тому времени порядком износились».

Из лошадей в телеги и обратно

Работали трофейные вагоны в 1946-57 годах на «красной» — Кировско-Фрунзенской линии, а также на «зеленой» — Горьковско-Замоскворецкой. Окраска их была непохожа на современную: желтый верх и горчичный низ. Почти все вагоны имели по три пары дверей (а не по четыре, как у советских), широкие трехстворчатые окна.

Потом их перебросили открывать «голубую» Филевскую линию, только что проложенную и в то время еще очень короткую. Для нее вагоны перекрасили в «советские» тона: темно-синий низ и голубой верх. Но к тому времени они уже поизносились и проработали недолго: все были списаны к середине, а скорее даже к началу 60-х годов.

post-1-1225809674.jpg

По прибытии из Германии, вагоны типа С переименовали в тип В (военный). Но сам этот тип распадался на три подтипа: В-1, В-2 и В-3. Вагоны В-1 в количестве 24 штук побывали в затопленной во время штурма Берлина части туннеля, их электрооборудование попортилось в воде, и из моторных сделали прицепные. А потом, через несколько лет – переделали их опять в моторные, уже с советским оборудованием, и назвали В-4.

У этой партии была отдельная судьба: на Филевскую линию они не попали, их собирались переделывать в контактно-аккумуляторные электровозы для хозяйственных нужд метрополитена. Увы! Испытания первых двух электровозов дали низкие результаты: помимо прочего, гора аккумуляторов выделяла водород, который в туннелях создавал опасность. И остатние вагоны частично порезали, частично – раздали в другие города, где строилось метро. В Ленинграде, Киеве, Тбилиси из них делали тоже электровозы, дефектоскопы, путеизмерители и вагоны-пылесосы.

post-1-1225809699.jpg

До наших дней в Москве сохранился один кузов немецкого вагона, не трехдверный, а редкий экземпляр четырехдверного. Он стоит в депо «Красная Пресня», и энтузиасты не теряют надежды довести его до приличного музейного состояния. «Я еще помню, как в начале 90-х из этого вагона уносили по домам кожаные подушки сидений, из черной кожи, между прочим», — рассказал Павел Дмитриевич Пузанов корреспонденту «Росбалта».

Ну, а в самом Берлине оставшиеся после наших репараций вагоны типа С проработали лет на десять подольше, до весны 1975 года. После раздела на ГДР и ФРГ они попали в Западный Берлин. А дорабатывали – на 8-й линии, что проходила транзитом через Берлин Восточный: там более старое электрооборудование не позволяло заменить их вагонами нового поколения.

Леонид Смирнов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
  • 2 недели спустя...
  • 2 недели спустя...
  • 2 недели спустя...
  • 3 недели спустя...
  • 2 недели спустя...
  • 1 месяц спустя...

55 лет назад было завершено строительство Кольцевой линии Московского метрополитена. 14 марта 1954 года был введен в эксплуатацию последний участок Кольцевой - от станции "Белорусская" до станции "Парк культуры" - замкнувший эту линию. РИА "Новости" приводит самые интересные факты ее "биографии".

Кольцевая в цифрах

12 станций Кольцевой линии - "Проспект Мира", "Комсомольская", "Курская", "Таганская", "Павелецкая", "Добрынинская", "Октябрьская", "Парк культуры", "Киевская", "Краснопресненская", "Белорусская" и "Новослободская".

Кольцевая линия Московского метрополитена соединяет все радиальные линии, кроме Бутовской и Каховской, и семь из девяти московских вокзалов, кроме Савеловского и Рижского.

Линия включает 12 станций, каждая из которых - пересадочная. В 1954 году, при замыкании кольца, пересадочных было только пять. Последняя остававшаяся на линии станция без пересадки - "Новослободская" - получила переход на станцию "Менделеевская" в 1988 году. Протяженность Кольцевой линии составляет 19,4 км, время в пути - 30 минут.

Эта линия целиком глубокого заложения; станции "Киевская" и "Таганская" - самые глубокие на Кольцевой линии, "Краснопресненская" и "Добрынинская" имеют наименьшую глубину заложения. Кольцевая линия пересекает обширные водные преграды, в четырех местах проходит под Москвой-рекой.

Легенды Кольцевой

Первоначально строительство Кольцевой линии не планировалось, вместо нее должны были появиться "диаметральные" линии с пересадками в центре города. Существует миф о том, как Иосиф Сталин, выслушав план развития метро без Кольцевой линии, неожиданно поставил кофейную чашку на схему, оставив на ней кофейное пятно, окружавшее центр Москвы, и сказал: "Вот ваш главный недостаток, его и постройте". Именно поэтому, согласно легенде, Кольцевая линия обозначается на схемах коричневым цветом.

Еще одна легенда повествует о том, что первоначальный проект Кольцевой линии предполагал ее прохождение через Савеловский и Рижский вокзалы. Но этот план якобы был изменен по указанию Георгия Попова, в 1950-1951 годах возглавлявшего Министерство городского строительства СССР, мать которого жила на улице Новослободской.

А у студентов есть суеверие, связанное с Кольцевой линией. Считается, что поездка по полному кругу Кольцевой способствует сдаче экзаменов. Правда, этот метод не так популярен, как натирание носа собаке на Площади Революции.

Кольцевая в именах

До 1980 года станция "Парк культуры" называлась "Парк культуры имени Горького". Считается, что она лишилась части своего названия из-за проведения Олимпиады, во время которой названия станций объявляли на английском языке и планировали объявлять на французском. После распада Советского Союза станцию хотели переименовать в "Крымскую".

Станция метро "Добрынинская" до июня 1961 года называлась "Серпуховской". "Добрынинской" названа в честь участника Октябрьской революции, токаря Московского телефонного завода Петра Добрынина (1894-1917).

Станция метро "Краснопресненская" названа по улице Красная Пресня, в честь революционных событий 1905 года на Пресне. В 1991-1992 годах планировали переименовать в "Пресня". Станция "Проспект Мира" до июня 1966 года называлась "Ботанический сад". В 1991-1992 годах ее хотели назвать "Мещанской слободой".

"Октябрьская" раньше называлась "Калужской", после распада Союза это название хотели вернуть. А станцию "Комсомольская" хотели переименовать в "Каланчевскую" (1991) и "Три вокзала" (1992). Названа по "Комсомольской площади", или "площади трех вокзалов" - Ленинградского, Ярославского и Казанского.

Станции "Курская", "Павелецкая", "Киевская", "Белорусская" названы по одноименным вокзалам. Станция "Новослободская" названа по одноименной улице. "Таганская" - по одноименным площади и улице. В 1991 и 1992 годах ее хотели переименовать в "Каменщики".

Все станции Кольцевой линии являются памятниками архитектуры.

- Чем удивила подземка в 2008 году?

Кольцевая в голосах

Согласно системе "голосов метро", на кольцевой ветке при движении по часовой стрелке звучит мужской голос, против часовой - женский, что служит для удобства ориентирования слепых и слабовидящих пассажиров.

Еще одна деталь - на всех пересадочных станциях звучит предупреждение - "не забывайте свои вещи". Исключение составляет лишь Кольцевая линия: поскольку на ней абсолютно все станции являются пересадочными, этот призыв повторяется на каждой второй остановке.

На любой станции кольцевой линии, как и во всем московском метро, можно бесплатно послушать первые аккорды полонеза Огинского "Прощание с Родиной". Для этого достаточно попытаться пройти через турникет, не оплатив проезд.

Кольцевая в будущем

При проектировании и строительстве Кольцевой линии были предусмотрены заделы для последующего строительства новых станций между станциями "Таганская" и "Курская", "Новослободская" и "Проспект Мира", "Киевская" и "Краснопресненская".

Так, завершение проектирования работ по кольцевой станции "Суворовская", или "Площадь Суворова" в районе Театра Российской армии между станциями "Новослободской" и "Проспектом Мира" с пересадкой на запланированную станцию "Достоевская" Люблинско-Дмитровской линии планировалось на 2009 год.

Строительство станции в районе Белого дома - на перегоне между "Киевской" и "Краснопресненской", где будет пересечение с предполагаемым продлением Калининской линии, планируется в более отдаленной перспективе. По некоторым данным, предполагаемое название этой станции - "Российская".

Когда появился проект нынешней Кольцевой линии, предполагалось, что она станет Большим кольцом, но проектировалось также и Малое кольцо. Если подземная трасса Кольцевой линии практически на всем протяжении совпадает с трассой Садового кольца, то Малая Кольцевая линия планировалась по Бульварному кольцу. Проект строительства Малого кольца воплощен в жизнь не был, но о нем напоминает надпись на путевой стене станции "Курская-кольцевая": "Курская Большого кольца 1945-1949".

Большим кольцом до недавнего времени называли линию, которая могла бы связать между собой периферийные станции радиальных направлений. Большое кольцо метрополитена планировалось построить к 2035 году.

Однако планы изменились: теперь говорят о Третьем пересадочном контуре, строительство которого обещают начать до 2015 года. Позволит ли кризис сбыться этим амбициозным планам, покажет будущее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Боровицкая площадь. Ещё видна дореволюционная застройка со стороны Лебяжьего переулка.

post-1-1237141913.jpg

Арбатская площадь ещё до постройки туннеля. Вид в сторону Поварской.

post-1-1237141955.jpg

Театральный проезд, рядом с Лубянкой. Хорошо виден сквер, на месте которого сегодня стоит уродливый Наутилус (вид из окна Детского мира)

post-1-1237141994.jpg

А это, судя по всему, Храм Архангела Михаила в Тропарёве. Трудно поверить, что когда-то это была просто деревня.

post-1-1237142024.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Вот какой был план схемы развития Московского метрополитена до 1985

post-1-1240081111.jpg

А вот что сейчас:

Карта преспективного развития московского метро

post-1-1240080774.jpg

post-1-1240080801.jpg

Официальная схема:

post-1-1240081474.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

post-1-1240252847.jpg

Была одно время такая замечательная идея - для снабжения населения Москвы водой наделать артезианских колодцев. Инженер Бабин предложил свой проект Московской городской думе. По нему и был сооружен сооружен в 1867-1884 гг. колодец, оказавшийся единсвтенным. Работы шли долго и трудно, Бабин даже потритил собственных 40 тысяч на строительство. В ходе работ было принято решение, пользуясь уклоном местности, где сооружался колодец, прорыть боковую штольню-галерею. Ее выход на поверхность на углу Серебреннического и Николоворобьинского переулков закамуфлирован домиком, напоминающим избу, на верхней картинке иизображен этот домик, да других его интерьер и сама штольня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
  • 3 недели спустя...
  • 1 месяц спустя...
  • 3 недели спустя...

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...