ОСЕНЬЮ 1892 года московские газеты сообщили, что хотя еще тремя годами ранее от Бутырской заставы до Старой Башиловки вдоль линии конно-железной дороги было проведено шоссе, работы тогда еще не были закончены.
«Теперь производятся работы по шоссированию дороги вдоль той же линии, от Старой до Новой Башиловки, идущей по самой границе Петровского парка».
Конечно, речь шла об улицах «Нижней Масловке» и «Верхней Масловке». Журналисты добавляли: «Таким образом, новое шоссе на днях соединит хорошею прямой шоссейной дорогой Бутырскую заставу с Петровским парком. Жаль только, что въезд на это новое шоссе теряется за барьером соединительной железнодорожной линии».
Действительно, на севере Москвы окраинная местность Бутырской заставы, Бутырок, более отдаленного Бутырского хутора и всех других поселений, находившихся вблизи них и чуть далее, практически отрезала от города Соединительная (Передаточная) ветвь МосковскоБрестской железной дороги.
И нынче ветвь соединяет Белорусский (Брестский) и Ленинградский (Николаевский) вокзалы.
Между Сущевским и Бутырским Камер-Коллежскими валами через железнодорожные рельсы был налажен самый обыкновенный переезд. Транспортное движение по нему определялось Управой как «напряженное». Когда же оно на продолжительное время перекрывалось для прохода поездов, то в ожидании открытия переезда возницы и пассажиры очень сильно нервничали.
26 мая 1898 года Московской городской думой обсуждался доклад Комиссии по рассмотрению проектов Московской окружной железной дороги (за № 109 от 29 апреля того же года) по вопросу о выборе места для постройки станции «Москва» Московско-Савеловской линии Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (в наше время – это Савеловский вокзал).
В заседании Думы единогласно было постановлено уведомить Правление Общества Московско-ЯрославскоАрхангельской железной дороги, что Московское городское общественное управление может изъявить согласие на расположение станции «Москва» Московско-Савеловской линии у Бутырской заставы в местности, намеченной обществом, при том условии, чтобы общество при постройке там станции: 1) близ Бутырской заставы устроило путепровод, чтобы пересечение мостовых и шоссе не было в одной плоскости с железнодорожным полотном; что ширина моста этого путепровода для экипажного движения должна быть не менее 10 сажен с тротуарами, а уклоны на въезд и спуск с путепроводов – никак не более 0,02 сажен; 2) при направлении всего грузового движения на товарную станцию не через Бутырскую заставу, а через особый проезд по продолжению Тихвинской улицы и далее устроило еще один путепровод через Соединительную ветвь Брестской железной дороги в сторону пассажирской станции Савеловской линии. Ширина моста на таком путепроводе через эту ветвь Брестской железной дороги для проезда на товарную станцию должна быть не менее 8 сажен с тротуарами; 3) для облегчения легкового пассажирского движения через Бутырскую заставу уширило проезд у этой заставы до 10 сажен; 4) при спланировании места для станционной площадки направление стока для верхних вод устроило так, чтобы не могло произойти ущерба от затопления для ниже лежащих по течению рек Неглинной и Напрудной владений и не могло бы потребовать особых расходов со стороны Городского управления.
Эти условия Московской городской думы через Правительство России «вменялись в обязанность Обществу Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги»… Горожане радостно приняли известие о том, что 13 июня 1900 года в городском Инженерном совете был одобрен проект путепровода над соединительной ветвью Брестской и Николаевской железных дорог у Бутырской заставы. По проекту полотно самой ветви предполагалось опустить на две с лишним сажени, а мостовую над ним несколько насыпать повыше, тем самым немного приподняв.
В результате сооружения Бутырского виадука именно так и было сделано, в чем нетрудно убедиться даже в наше время. И хотя старого виадука уже давно нет, а на его месте у заставы построена многоуровневая транспортная развязка, следы этой работы можно обнаружить, проходя от Савеловского вокзала вдоль железнодорожных путей к большому Издательско-редакционному зданию (на нем в советское время было написано слово «Правда», замененное в перестройку на «Пресса»). Если здесь ненадолго остановиться и осмотреться, то за линией железных рельсов можно заметить часть старого Бутырского виадука: при постройке новых трасс каменная кладка блоков в одной из опор виадука своей массой органично вошла в новый путепровод.
Не стоит думать, что архитектура Бутырского виадука вовсе исчезла и забыта. Его копия до сих пор в рабочем строю, изрядно напряженно эксплуатируется. Это инженерное сооружение у Бутырок и другой виадук – у Тверской заставы – имели один проект. Правда, «Брат-1» в конце Тверской-Ямской улицы был немного занижен на местности по высоте. Так было сделано по той причине, чтобы новый каменный переезд не загораживал вида со стороны Петербургского шоссе на стоявшую здесь поблизости Триумфальную арку.
В некоторых изданиях, где редким словом упомянут Бутырский виадук (загляните, к примеру, в книгу 1913 года известного московского архитектора И. Г. Машкова), обозначен год его открытия – «1909-й».
Я решила проверить дату, уточнить сезон. Потому обратилась к периодическим изданиям этого дореволюционного года. Однако в 1909 году упоминания об открытии Бутырского путепровода я не нашла. А вот в подшивке предыдущих лет на страницах за «19 октября 1908 года» я обнаружила следующий текст: «Виадук у Бутырской заставы. Предполагающееся в настоящем строительном сезоне окончание сооружения виадука через соединительные пути Московско-Брестской железной дороги не может быть приведено в исполнение, так как постройка настолько запоздалая, что пока еще возведены быки для моста. К настилке ферм, по случаю раннего наступления холодов, приступлено не будет до будущего сезона, когда состоится и открытие. Виадук этот по своим размерам и стилю явится точною копией открытого в прошлом году виадука у Тверской заставы».
Однако «в будущем сезоне», как я убедилась по поиску, виадук завершен не был.
Причиной сему было прелюбопытное, не запланированное в газетах событие. Оно отмечено заметкой, последовавшей почти сразу за предыдущей. А именно – 23 октября: «Открытие виадука на Бутырках (так быстро – фантастика! – Т. Б.). 22 октября в 4 часа дня состоялось открытие вновь сооруженного виадука над путями Московско-Брестской железной дороги, расположенными у Бутырской заставы.
Перед началом открытия движения по виадуку, в помещении лежащего рядом Савеловского вокзала было совершено торжественное молебствие, с провозглашением установленных многолетий.
За богословением присутствовали: Московский градоначальник, генерал-майор А. А. Адрианов, начальник Московско-Брестской железной дороги генерал-майор Ф. Ф. Мец и многочисленные служащие, а также строители виадука. По окончании богослужения на вокзале, на место открытия двинулся крестный ход, сопровождаемый тысячной толпою молящихся. Здесь также было совершено молебствие, после которого новый путепровод над линией дороги, разукрашенный флагами и зеленью, был освящен святою водою. Затем было приступлено к открытию движения.
Дочь генерал-майора Ф. Ф. Мец перерезала зеленую ленту, загораживающую проезд к виадуку, и по открытому малюткою пути первым прошел электрический трамвай, а за ним, на автомобиле, проследовал генерал-майор А. А. Адрианов и другие.
Открытый путепровод имеет в длину более четверти версты, а шириною достигает 12 сажен. Постройка виадука обошлась дороге в 800 тысяч рублей».
Выходит, ровно через три дня после грустного сообщения о затяжке с открытием путепровода, который должен был прекратить изнуряющее движение транспорта и народа непосредственно по доскам через рельсы, «тысячная толпа» была нечаяннонегаданно обрадована.
В начале века читатели газет, видимо, были знакомы с афоризмом № 106 Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». И, не поверив информации корреспондентов от 19 октября, москвичи в тот день и час, когда надо было, направились к Бутыркам. Эти тысячи москвичей вовремя успели на радостное торжество, крестный ход, молебен.
В нынешний столетний юбилей открытия движения по первому виадуку у Бутырской заставы малютка Мец была бы в весьма почтенном возрасте.
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.